Инфраструктура жилых комплексов в последние годы выходит за рамки стандартных решений, таких как продуктовые магазины и детские площадки. Девелоперы внедряют все больше функционала, предлагая на территории проектов целые велнес-центры, термальные комплексы, коворкинги и клиники. При этом на фоне роста спроса на такие объекты со стороны жителей и арендаторов застройщики предпочитают самостоятельно управлять площадями, а не выставлять их на продажу, как было принято ранее.
Навстречу жителям
В среднем коммерческая инфраструктура в Москве занимает от 5% до 7% общей площади жилых комплексов. В Московской области норматив требует выделять не менее 6% первых этажей под коммерцию. Грамотное функциональное использование таких площадей может повысить стоимость жилья на 10–30% и ускорить процесс продажи на 30–40%, что напрямую влияет на доходность девелоперов, настаивают в RRG.
Термы в трендах
Один из самых ярких трендов последних лет — интеграция термальных комплексов в структуру жилых комплексов, а также отдельно стоящих ТЦ и МФК, отмечает управляющий партнер RRG Денис Колокольников. Если семь лет назад в России работали всего 5–7 терм с 2–3 операторами, то сегодня их уже около 70, а операторов — 12. Девелоперы начинают закладывать термы в проекты не только в Москве, но и в регионах. Особенно востребованы термальные комплексы в домах высокобюджетных сегментов, подчеркивает господин Маца.
Такой формат требует тщательного проектирования: от инженерии до логистики потоков, но его влияние на привлекательность и ликвидность ЖК компенсируют издержки, настаивают эксперты.
Грамотное делегирование Не однотипное будущее
Наиболее значимые объекты коммерческой инфраструктуры, в том числе помещения под термы, девелоперы чаще всего сохраняют в собственности и развивают самостоятельно — это позволяет контролировать заполняемость и управлять площадями на всем жизненном цикле проекта, поддерживая общую концепцию ЖК. В свою очередь, в продажу чаще всего идут те объекты, которые не определяют уникальность проекта и не влияют на его имидж.
В собственности девелоперов остается от 30% до 50% ключевых объектов (такие как фитнес-центры и рестораны) для самостоятельной сдачи в аренду, подсчитал господин Колокольников.
Реализация на продажу большего объема площадей или якорного объекта без возможности контролировать заполнение может негативно повлиять на ликвидность ЖК: известны случаи, когда ставка на одну из торговых сетей снизила не только привлекательность коммерческих площадей, но и стоимость квартир, вспоминает Денис Колокольников.
Не однотипное будущее
По мнению господина Колокольникова, в ближайшие годы развитие инфраструктуры будет идти по пути увеличения функционального разнообразия. Форматы, ориентированные на активное долголетие, досуг, экономию времени, образование и социальное взаимодействие, будут вытеснять однотипные магазины и офисы. Пространства для совместного использования, сервисы по подписке, термы и медицинские центры — все это становится новой нормой для жилого комплекса, заключают в RRG.
Источник: Коммерсанъ