Сеть детских магазинов «ВОТОНЯ», имеющая успешный опыт работы в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, где работает более 90 магазинов приняла решение о масштабировании сети в городах СЗФО и ЦФО за счет развития магазинов в формате 150-300 кв.м.
В качестве первого этапа было определено 13 городов для анализа, в которых компания RRG провела геомаркетинговые исследования рынка детских товаров с определением уровня насыщения рынка и потенциальных локаций. Работа стала продолжением многолетнего сотрудничества RRG и «ВОТОНЯ» в рамках создания плана расширения сети.
Потенциальные города для развития определялись, исходя из логистической связности и расположении на транспортных коридорах – Санкт-Петербург-Москва и Санкт-Петербург-Иваново.
«Для выявления потенциала городов для развития магазинов «ВОТОНЯ» необходимо было определить текущую и потенциально возможную обеспеченность населения качественными магазинами детских товаров – «точку насыщения», - говорит Вадим Каминский, директор департамента геомаркетинга и ГИС-анализа RRG.
В каждом городе, в зависимости от его покупательского уровня и спроса на детские товары, точка насыщения будет разной. Потенциал и точка насыщения в каждом городе могут быть определены на основании модели интегрального рейтинга. Для определения рейтинга и оценки потенциала городов исследования для развития магазинов «ВОТОНЯ» были проанализированы различные статистические показатели, отражающие демографическую ситуацию, уровень покупательской способности и уровень жизни населения, а также уровень развития рынка и конкурентной среды. Всего было использовано 12 частных независимых параметров, которые характеризуют не только текущее социально-экономическое положение и уровень развития рынка городов, но и показывают их в динамике.
Анализ статистической социально-демографической информации показал, что в 10 из 13 городах исследования наблюдается убыль населения, что соответствует общероссийскому тренду. В отдельных городах естественная убыль населения дополняется миграционным оттоком. Среди крупных городов по снижению численности населения лидирует Иваново, где за последние 5 лет стало на 11,6% меньше людей. Среди малых городов сильное снижение численности населения также регистрируется в Торжке – 11,5% за последние 5 лет. Только в трех городах численность населения стабильна – Вологда, Углич и Чудово. Вологда также лидирует по доле женщин детородного возраста, доле детей в возрасте 0-6 лет и общему коэффициенту рождаемости. По уровню среднемесячной заработной плате на средних и крупных предприятиях лидирует Череповец – 79 313 руб./мес. (2023 год). По доле новостроек лидируют Ярославль, Вологда и Тверь.
Рынок магазинов детских товаров в представленных городах находится на разном уровне развития. В крупных городах обеспеченность населения качественными сетевыми магазинами детских товаров варьируется от 11 до 21 кв.м/1000 жителей, при этом в малых городах – от 0 до 8 кв.м/1000 жителей.
«Результатом исследования является дорожная карта развития сети в представленных городах на ближайшие годы, на которой определено 75 локаций для наиболее эффективного открытия 25-40 магазинов сети «ВОТОНЯ». При разработке плана развития использовалась уникальная технология по определению «белых пятен» с использованием модели RRG-Хаффа. Инновационная гравитационная модель Хаффа, усовершенствованная компанией RRG, позволяет определить уникальную зону охвата торгового объекта, а также рассчитать будущий товарооборот, посещаемость, долю рынка и арендую ставку с погрешностью не более 10%», - поделился Вадим Каминский.
На основании конкурентного анализа RRG оценила текущий уровень обеспеченности населения площадью магазинов детских товаров до каждого дома в анализируемых городах. Основная ниша для открытия магазинов в крупных городах сосредоточена в новых районах массовой застройки на первых этажах жилых домов и торговых комплексах. В региональных городах жилищные девелоперы часто не создают на первых этажах помещения под коммерческую инфраструктуру или помещения имеют высокие лестницы и отсутствие удобных пандусов для родителей с детскими колясками это накладывает определенные трудности в поиске локаций даже для малых форматов магазинов. Развитие магазинов «ВОТОНЯ» позволит закрыть повседневные потребности жителей в детских товарах и существенно сэкономит их время – одна из ключевых ценностей современного человека.