Традиционно с понятием «торговые помещения в бизнес-центре» связан стрит-ретейл. Рестораны, магазины, сервисы — востребованная инфраструктура обычно размещается на уровне земли. Тенденцию легко объяснить поведенческим паттерном жителей мегаполиса: горожанин покупает кофе по пути к метро утром, а вечером заходит в супермаркет или отделение банка. Логично разместить такие объекты на первом этаже.
Однако в реалиях 2024 года привычки людей меняются. Все чаще потребители ищут ретейл через онлайн-карты или рекомендации в соцсетях, обращая больше внимания на информацию в смартфоне, чем на окружающие здания. Обнаружив интересный ресторан или необходимый сервис, человек вряд ли передумает туда зайти, узнав, что помещение расположено не на первом, а на втором или третьем этаже. Это формирует новый рыночный тренд — популярность торговых площадей выше или ниже первого этажа бизнес-центров.
Вид ретейла зависит от этажа размещения. По оценке Дениса Колокольникова, управляющего партнера компании RRG, на вторых и третьих этажах бизнес-центров «могут располагаться столовые, фитнес-центры и коворкинги, а также медицинские кабинеты, зоны релакса и другие сервисы, которые больше ориентированы на сотрудников бизнес-центра».
Преимущества не первого этажа
Специалисты по недвижимости сходятся во мнении, что расположение на первом этаже пока обеспечивает ретейлу более высокий трафик. Однако есть множество факторов, почему торговые площади на других этажах могут обладать сопоставимо высокой ликвидностью.
Светлана Ярова, директор департамента брокериджа RRG, уверена, что не только первый, но и второй этаж может быть рассчитан на внешний трафик посетителей. Этому способствуют и современные планировочные решения, которые применяются при строительстве качественных бизнес-центров. Например, в новых бизнес-центрах свободный доступ в торговую галерею обеспечивается как из лобби, так и с улицы. При этом стоимость таких площадей заметно ниже. «Как правило, второй этаж стоит дешевле первого. В зависимости от локации разница может составлять 30–40%, особенно в зонах с высоким трафиком», — уточнила брокер.
«Рынок меняется, площадь офисов сокращается, и инвесторы, как и резиденты, хотят иметь доступ к развитой инфраструктуре. Ликвидность помещений зависит прежде всего от их доступности и расположения. Если бизнес-центр рассчитан на более чем 2 тыс. человек или интегрирован в среду с жилыми кварталами, другими бизнес-центрами и транспортными узлами, такими как метро или МЦК, то такие помещения могут быть не менее ликвидными, чем ретейл в жилых домах», — признала Светлана Ярова из RRG.
Источник: РБК