По данным директора департамента брокериджа коммерческой недвижимости RRG Светланы Яровой, идеальное соотношение выглядит следующим образом:
25% товары повседневного спроса,
13% красота,
11% общепит,
10% медицина,
по 8% – образование и товары для дома.
Это, конечно, идеальная картина – на практике она очень сильно варьируется в зависимости от каждого конкретного района.
Кафе, конечно, лучше открывать в местах, где большая проходимость, добавляет она. Не обязательно делать это около метро – отлично работают кофейни около школ, детских центров, где родители часто проводят время в ожидании. Продажа кофе с пирожками около детской площадки – вообще отличная идея, считает Ярова.
Вопрос правильной цены также крайне важен. Ведь если в районе живут, работают и учатся не самые обеспеченные люди, вряд ли среди них будут востребованы элитные товары и услуги по завышенным ценам, и наоборот.
А вот в районах с дорогим жильем люди готовы не только больше тратить, но и ценят разнообразие, констатирует Ярова. К примеру, им будет недостаточно зоомагазина поблизости, еще нужен груминг-салон, где можно помыть питомца и сделать ему стрижку. Им не хватит одной кофейни, они с удовольствием сходят и в семейный ресторан, где, к примеру, можно поесть авторскую пиццу. "Плюс чем люди обеспеченнее, тем больше они следят за своим внешним видом, вкладывают в образование и развитие детей, в здоровье своей семьи и так далее. А значит им требуется больше салонов, развивающих секций, клиник рядом с домом", – рассуждает собеседница агентства.
Зачастую значение имеют даже, казалось бы, небольшие детали, которые можно обнаружить только лично. Например, по одной стороне улицы все отлично работает, а на другой арендаторы сменяются один за другим. А все потому, что эта сторона находится в тени, а на противоположной – большую часть дня светит солнце, и поэтому по ней ходят чаще, добавляет Ярова.