В ответ на запрос «РБК-Недвижимости» директор департамента брокериджа коммерческой недвижимости RRG Светлана Ярова порекомендовала сконцентрировать внимание на «растущих и еще недосформированных зонах». Эксперт отметила, что город вкладывает средства в дорожную и социальную инфраструктуру таких территорий. Кроме того, в развивающихся районах есть предпосылки для появления крупного якоря, которым может стать и штаб-квартира большой корпорации, и образовательный кластер.
«Такие помещения наиболее интересны с точки зрения инвестирования на этапе строительства. Можно зайти в качестве венчурного инвестора, получить рост цены метра и интерес со стороны арендатора. А в дальнейшем будет возможность продать не просто помещение, а готовый арендный бизнес с арендатором», — уточнила Ярова.
При сдаче торговых помещений в ЖК в аренду можно в среднем получить от 8% до 12% годовых, в то время как арендная доходность от жилья сейчас находится на уровне 3–4%. Кроме того, если вы сдаете коммерческую недвижимость, вам не нужно делать ремонт, заказывать меблировку. Владелец коммерции, как правило, участвует только в капитальных затратах — устройство стяжки, иногда увеличение электрической мощности. Он также предоставляет арендные каникулы будущему арендатору на время ремонта.
Что касается офисной доходности, то она, наверное, сопоставима с коммерческими помещениями в ЖК, но уровень риска выше. Хотя купить объект легче, выйти из него (то есть найти покупателя) бывает сложнее. Арендная доходность на маленьких блоках также находится на уровне 8–10% годовых.
«Стратегия «лучший покупатель — твой сосед» сейчас достаточно распространена. Она обострилась после пандемии, когда люди стали выше ценить близость работы к месту проживания», — отметила Светлана Ярова. В RRG наблюдают значительное число покупателей, которые приобретают коммерческую недвижимость в районе, где живут или работают. «Из них 15–20% приобретают помещение для себя», — уточнила эксперт.