Татьяна Ващенко, заместитель директора департамента стратегического консалтинга RRG:
Самыми популярными на офлайн-рынке остаются мультибрендовые дизайнерские пространства для локальных марок в виде корнеров, «островков» и pop-up-пространств: Trend Island в ТРЦ «Авиапарк», Underline в ТРЦ «МЕГА Теплый Стан», «Телеграф» в ТЦ «Сокольники», универмаги «Цветной» и ЦУМ. Одними из первых, кто попытался объединить российских производителей, был Podium Market, их универмаги делились на зоны – «более дорогая», с западными брендами, и концепция «модно и недорого», где были коллекции локальных дизайнеров. Podium брал на реализацию товар российских дизайнеров, но в какой-то момент у сети начались проблемы, задержки или вообще отказ от выплат поставщикам. Позже сеть вообще ушла, и сейчас на рынке можно выделить проекты, созданные самими торговыми центрами.
До пандемии довольно успешно работали и fashion-маркеты: KALINA Market, «Ламбада-маркет» проводили ярмарки в торговых центрах и арт-пространствах Москвы. Мероприятия длились по несколько дней и давали возможность локальным брендам как раз попробовать себя в офлайне: большинство российских дизайнеров – не крупные производители, а так называемые fashion-энтузиасты, обладающие ограниченными ресурсами. Такие игроки производят вещи по сути штучно и продвигаются через социальные сети. Сейчас ярмарок проводится все меньше, а с бумом маркетплейсов многие дизайнеры и производители ушли туда. Без вложений в маркетинг и построение сильного бренда, просто производя одежду «имени себя», на маркетплейсе продаваться проще и дешевле.
В сегменте масс-маркета выбор среди российских брендов невелик. Складывается впечатление, что Lime и Melon Fashion Group сейчас отдуваются за закрытые бренды. Недавно моя знакомая купила жакет в Lime и пришла на мероприятие, где, как минимум, еще 7 человек были в таких же жакетах разных цветов.
Но ситуация меняется. Уже сейчас многие профессиональные стилисты ездят с клиентами в «Метрополис» или «Авиапарк» именно за локальными дизайнерами. А после аудита одного крупного торгового центра оказалось, что оборот с квадратного метра российского производителя одежды в разы превышал оборот той же Zara или Uniqlo. Хотя до «массовой истории» ещё, конечно, далеко, примеры перспективных российских брендов уже есть. Например, Charuel и Vassa вполне могут занять нишу бизнес-одежды, такая нескучная классика. «Эконика» делает прекрасные по дизайну коллекции обуви и сумок. Если говорить о менее представленных в ТЦ, более штучных, но при этом не очень дорогих, то можно выделить Solo U – такая романтическая классика, ByModnо – современная одежда, хорошие ткани, интересные детали, Gate 31 – лаконичный минимализм, Ushatava, 1811, Buro 1218, SoEasy и многие другие. Конечно, конкурировать с массовым производством по цене и разнообразию коллекций они не могут, да и ДНК их брендов не совсем про массовость.