Если в Москве строится 4 млн кв. м, то около 5-7% этих площадей – объем нового стрит-ритейла, по подсчетам RRG. Инфраструктура в районах новостроек развивается – помимо помещений на первых этажах и в стилобатах, строятся малые ТЦ, что дает возможность включать более разнообразные функции и широкий ассортимент арендаторов. А 5-7% грамотной коммерческой инфраструктуры в жилом комплексе повышают его ликвидность на 15-20%.
По данным RRG, со стороны ритейлеров и сферы услуг спрос на новые коммерческие помещения высокий, если соблюдается несколько условий. Во-первых, учтены необходимые технические характеристики для ведения того или иного бизнеса – мощности, отдельная вентиляция, условия для разгрузки и т.д. Во-вторых, важны планировки и правильная нарезка. «Мы периодически встречаем у застройщиков нерациональные решения – например, большие двухэтажные коммерческие помещения по 500 кв. м, которые плохо делятся. Ритейл не любит двухэтажные помещения», – уточняет Денис Колокольников, управляющий партнер RRG. В-третьих, для 100%-заполняемости важно правильно оценить емкость рынка, районное окружение, существующий и потенциальный спрос. «Как правило, коммерция в новых домах полностью формируется в 2-3-летний срок после сдачи в эксплуатацию и заселения. Но при активном участии застройщика и грамотной проработке концепции хороший уровень инфраструктуры можно обеспечить раньше. И мы как раз призываем застройщиков брать ситуацию в свои руки, потому что такой подход дает хорошие результаты, – говорит эксперт. – Часть площадей надо оставлять у себя в управлении. 5-7% грамотной коммерческой инфраструктуры (в общем объеме ЖК) формируют успех и ликвидность жилого комплекса на 15-20%».
Сейчас коммерческой инфраструктуры в новых жилых районах больше, чем 10 лет назад – если считать только первые этажи, то по Москве средний показатель около 7% (коммерческих помещений в жилых домах). В регионах России ситуация разная, но можно сказать, что вектор развития тот же.
Оргкомитет Urban Awards при участии компании RRG учредил специальную номинацию для участников 14-й федеральной премии – «Лучшая концепция коммерческой инфраструктуры ЖК», чтобы отметить тех застройщиков из регионов России, кто создает рабочие места, заботится о будущем удобстве и комфорте своих жителей. Подать заявку необходимо до 20 мая.
Победителей премии Urban Awards объявят 3 июня в концертном зале Red Arena курорта «Красная поляна».