Татьяна Ващенко, заместитель директора департамента стратегического консалтинга компании RRG, о перспективах иранских брендов в России
На прошлой неделе стало известно, что представители РСТЦ ведут переговоры с иранскими брендами об их приходе в Россию. Заголовки публикаций обещали нам, что в течение трех лет мода из этой мусульманской страны заменит уходящие из России западные марки.
В целом идея искать выходы и новые направления, конечно, правильная. Расширение ассортимента, в том числе из числа не очень дорогих товаров, в ситуации снижения уровня доходов населения выглядит обоснованной. Да и какую-то небольшую часть освободившихся помещений они, конечно, могут занять.
Но говорить о том, что эти бренды заменят нам уходящую Zara, H&M, Uniqlo и другие, не стоит.
Во-первых, культурный код мусульманской страны накладывает отпечаток и на светские коллекции локальных иранских дизайнеров. Несмотря на то, что они говорят о том, что следуют современным западным трендам, их коллекции отстают от современных модных тенденций минимум на пару лет.
Во-вторых, история успеха тех же Zara и H&M – это создание «быстрой моды». Обновление коллекций в магазинах происходит каждые 2-3 недели, причем огромный ассортимент учитывает все нюансы модных тенденций. За этим стоит огромная работа огромных корпораций. Вряд ли кому-то из иранских производителей под силу обеспечить подобный ассортимент и столь же быстрое создание новых коллекций.
В-третьих, чтобы проникнуть в сердца искушенного русского потребителя, необходимо отстроить систему маркетинга. Недостаточно просто создать и привезти вещи, снять помещение и ждать успеха. Выход бренда на рынок – это дорогой и долгий процесс.
Но все-таки перспективы сотрудничества в fashion-сфере Ирана и России, на наш взгляд, есть. Качество тканей, кожи, наличие производственных мощностей и недорогой рабочей силы могут этому способствовать. Но учитывая существенное культурное различие стран, для успешного выхода на рынок необходимо будет создавать новые бренды, отшивать отдельные коллекции, удовлетворяющие потребности российского потребителя.
В одиночку иранские производители с этими задачами вряд ли справятся, необходимо партнерское взаимодействие. В противном случае мы получим не замену западным брендам, а очередные никому не нужные вещи, похожие на те, что в огромном количестве представлены на вещевых рынках и призваны лишь защитить тело от наготы и непогоды.