Имея свежий пандемийный опыт, торговые операторы среагировали моментально, и многие крупные российские ретейлеры, не дожидаясь снижения своих доходов, отправили запросы на снижение арендных ставок или переход на процент с оборота, соглашается Светлана Ярова, руководитель департамента брокериджа компании RRG. Но торговые центры не спешат снижать ставки действующим арендаторам и предлагают «компромиссные решения» – в зависимости от ценности оператора для конкретного проекта и понимания его реальной экономики. «Если это важно стратегически, то для конкретных арендаторов торговые центры готовы идти на льготные условия, – перечисляет г-жа Ярова. – Среди других механизмов – рассрочка платежей, механики CAP и другое. Пока ТЦ может предоставить трафик и покупателей, и часть операторов торгуют, но все готовятся к осенним проблемам как с товаром, так и покупательной способностью».
Многие арендаторы лишились доступа к быстрым и относительно недорогим кредитам и столкнулись с необходимостью практически полной предоплаты за товар (вместо привычной постоплаты) – при увеличившейся стоимости доставки и других сложностях, соглашается Светлана Ярова. Многие из них в итоге, по словам собеседников CRE Retail, готовы торговаться с арендодателями не на жизнь, а на смерть. Однако для собственников одной из самых серьезных проблем становится растущая дебиторская задолженность: торговый центр работает, его необходимо обслуживать, нужно удерживать трафик посетителей, а денег на качественную эксплуатацию скоро просто может не быть, если арендаторы не будут платить аренду, резюмирует Светлана Ярова.
На рынке в итоге наблюдается усиление трендов, наметившихся задолго до февральских событий, констатирует Светлана Ярова. «Во-первых, активизировались региональный бизнес и те сегменты, которые давно ждали торговые центры, но не могли, – перечисляет она. – У них появился реальный шанс заполучить площадки большей площади или с лучшей локацией, с отличной отделкой и оснащением. Во-вторых, спрос становится все более локализованным – операторы хотят развиваться в определенных локациях, становятся внимательнее и придирчивее в выборе, отказываются от “ковровой” модели развития в пользу точечной. Для целого ряда компаний это шанс перехватить целевую аудиторию на прикормленные места».
В частности, в RRG наблюдают увеличение спроса в стритретейле в новых и густонаселенных районах. Затем – в моллах наметилась тенденция к размыванию торгово-развлекательной функции. Запросы на помещения идут от общепита, частной медицины, wellness, образования, спорта, товаров для дома, outdoor.
Полная версия статьи "Исходные значения" в апрельском номере CRE Retail.