Выступления участников, которые ни на шаг не отходили от заявленной темы мероприятия «Pro Development. Продукт будущего: от идеи до реализации», были емкими и конкретными. К примеру, CEO архитектурно-брендинговой компании DeVision, сооснователь девелоперской компании «Создатели» Илья Пискулин сразу предложил переходить на ликвидное проектирование — это когда аналитики, маркетологи, продажники, проектировщики, архитекторы и конструкторы проектируют дома и целые районы вместе. По мнению эксперта, нужно сразу предметно и совместно обсуждать, как строить тот или иной жилой комплекс (ЖК), изначально формируя концепцию, стратегию, продвижение, проектную, рабочую документацию проекта, прорабатывая вопросы инженерного оснащения и детали благоустройства. А все последующие изменения вносить только при необходимости и опять же коллегиально.
Помочь в этих процессах могут технологии информационного моделирования (ТИМ). «Тогда на выходе получается цифровой двойник объекта со всей историей создания, — уточнил директор департамента технологической платформы Группы «Эталон» Роман Тарасенков. — Но чтобы эта модель стала дополнительным преимуществом девелопера, необходима серьезная база знаний (инструкции и обучающие материалы для специалистов), классификатор видов работ и материалов, а также непрерывная работа с людьми».
В свою очередь, директор по маркетингу и рекламе компании Legenda Intellegent Development Всеволод Глазунов считает, что ТИМ — это пока все еще в перспективе, а сегодня нужно двигаться в сторону эмоциональной составляющей девевелоперского продукта. «Покупательские запросы эмоционального уровня — это современный формат жилья, красивая квартира, другая городская среда, — поясняет он. — На практике это означает, к примеру, что уже не дизайн интерьера адаптируется под квартиру, а создается квартира, готовая к современному дизайну».
На эмоции делают акцент и в RBI. Руководитель направления клиентского опыта компании Вера Сережина отмечает, что для нынешних покупателей огромное значение имеет архитектура проекта и благоустройство территории, конечно, после надежности застройщика. Так, по ее словам, в одном из петербургских проектов главным мотиватором покупки стал фруктовый сад, обещанный девелопером. Желание жить в саду было столь сильным, что один из покупателей даже не поленился пересчитать посаженные деревья.
О новой реальности рынка недвижимости рассказала и директор департамента продаж «Галс-Девелопмент» Екатерина Батынкова на примере элитного коттеджного поселка «Березки River Village»: «К удачной локации и качественному инфраструктурному наполнению все уже привыкли. Зато появились факторы «новой реальности», которым застройщики стараются уделять повышенное внимание: опциональная составляющая загородных объектов в части клиентского сервиса и архитектурные концепции. В «Березках» мы учли оба фактора: дополнили архитектурную стилистику поселка от швейцарского бюро Sсhindler + Partner уникальным дизайн-кодом резиденций. Это более 60 вариантов оформления фасадов домов — такой продукт представлен в российском девелопменте впервые».
Не менее важно для покупателя, по мнению управляющего партнера RRG Дениса Колокольникова, качественная жилая среда, созданная через сбалансированную коммерческую инфраструктуру. Даже небольшая доля в 5-7% продуманной и разнообразной коммерческой инфраструктуры формирует успех и ликвидность девелоперского проекта на 15-20%. Жители получают положительные эмоции, а бизнес — прибыль.