Rambler's Top100
+7 (495) 981 0012
Москва, ул. Крутицкая, дом 9, стр.2
На главную Карта сайта Подписаться

Как коронавирус влияет на ретейл

12.03.2020

Коронавирус меняет поведение потребителей. MarketMedia попросил знакомых, проживающих в других странах, поделиться своими наблюдениями за тем, как ведут себя посетители магазинов и ресторанов.

Коронавирус, которым с каждым днем заболевает все больше людей в мире, меняет поведение потребителей и брендов. Население покупает впрок товары длительного хранения, туалетную бумагу, а также медицинские маски и санитайзеры. В Италии вчера на уровне правительства было принято решение о закрытии всех магазинов, за исключением продовольственных и аптек, также будут закрыты все бары и рестораны. В этой стране заражены коронавирусом почти 12 500 человек и 827 уже умерли.

Справка

На 12 марта число заболевших во всем мире достигло 126,5 тыс. человек, из них умерли 4,63 тыс. человек, свидетельствуют данные Worldometer.

В Чехии раскупают крупы и консервы
В Чехии заразились коронавирусом 94 человек, жертв нет. Это данные на утро 12 марта. Сотни людей на карантине. Со вчерашнего дня отменены занятия в учебных заведениях и массовые мероприятия. «Но паники среди населения нет. Например, маски никто не носит. Правда, их и нет в продаже, как и санитайзеров, о чем аптеки честно предупреждают объявлением на двери», — рассказала MarketMedia российская журналистка, проживающая в Праге, Елена Домброва. 

Что касается продуктов, то еще в конце февраля чешские соцсети запестрели апокалиптическими картинками пустых полок. «Я была в разных сетях (Tesco, Albert), ситуация любопытная — дефицита продуктов нет, ассортимент молочных продуктов, свежих фруктов и овощей, выпечки такой же широкий, как прежде. При этом полки с консервами, с крупами действительно стоят практически пустые. Каждое утро их заполняют, а к вечеру ситуация повторяется. Разбирают обычные рис, макароны, мясные консервы. При этом, например, экзотические виды круп вроде нашей гречки или булгура купить легко, спрос на них обычный. Поэтому мы решили пока продуктовому ажиотажу не поддаваться и сначала доесть две открытые пачки макарон», — говорит Елена Домброва.

По ее ощущениям, туристов в Праге меньше не стало, хотя привычных групп из Китая нет совсем. «Изредка итальянцы встречаются, очень много русских», - говорит она.

Европа выбирает удаленные покупки  
В Великобритании, где зараженных 456 человека и 8 умерли (на 12 марта), растут продажи в сервисах по доставке продуктов питания и электронной подписке, в то время как универмаги, сети модных магазинов и рестораны теряют клиентов — потребители предпочитают брать еду с собой, чтобы избежать потенциальной опасности.

Продажи универмагов в феврале снизились на 3,6%, ресторанов — на 6,4%, в то время как расходы на одежду упали на 1,7%. Продажи турагентств и авиакомпаний за этот же период упали на 0,3% и 0,7% соответственно. В то время как услуги цифрового контента и подписки (Netflix и Now TV) выросли на 12,4%, а продажи блюд навынос и быстрого питания — на 8,7%. Продажи непродовольственных товаров в Интернете в феврале выросли на 3,6%, в то время как в офлайновых магазинах продажи упали на 1,8%. Продажи продуктов питания выросли в целом на 1%, подсчитал Британский консорциум розничных продаж.

По словам Софьи Окунь, российской журналистки, проживающей в Лондоне, на бытовом уровне в городе значительных перемен нет. «По театрам и музеям я хожу спокойно, массовые мероприятия не ограничены и не отменяются. Туалетную бумагу и санитайзеры и правда раскупают, часть ретейлеров пока ограничили продажу в одни руки. Заметила, что в спортзале народ использует антисептики для оборудования более активно, чем раньше. В метро людей в масках не особо много, потому что британский демонстративный пофигизм — это святое. Многих беспокоит возможная отмена летних путешествий и смена отпускных планов, потому что сезон начинается уже в мае», — отмечает Софья Окунь.

Во Франции (2281 заболевших, 48 умерли) также выросли продажи «панических покупок» (крупы, макароны, консервы). При этом люди стараются избегать мест массового скопления и предпочитают делать покупки в интернет-магазинах или в формате drive (заказ оформляется через Интернет, а забирается со склада). За неделю с 24 февраля по 1 марта продажи продуктов питания во Франции выросли на 6,2% в деньгах и на 5,4% в натуральном выражении по сравнению с аналогичной неделей прошлого года. И это была одна из лучших недель по продажам за последние годы, отметили в Nielsen. Рост продаж в формате drive за эту неделю вырос на 13%, рост доставки онлайн-заказов — на 74%, передает французская газета Le Figaro.

«На прошлой неделе я делала заказ на сайте сети E.Leclerc и обнаружила, что раздел с макаронами, в котором обычно более 20 видов наименований, был пуст — товара не было в наличии. Все раскупили. Позже глава компании даже делал заявление в СМИ, что проблем с товарами нет и все запасы пополняются. Сейчас и правда дефицита нет», — рассказала Маргарита Арановская, спецкор MarketMedia во Франции.

В Нидерландах инфицированы 503 человека. «В местных аптеках и магазинах товаров для здоровья и красоты (Etos, Douglas) организованы отдельные дисплеи с выкладкой санитайзеров для рук и масок, но их мы видели в наличии только в одном-двух местах, так что там они тоже редкость. В общественных местах визуально увеличилось количество информационных стендов и напоминаний о пользе мытья рук. В универмаге Bijnkorf, в крупных музеях и ТЦ в Гааге, Роттердаме и Амстердаме не было туристов из Поднебесной и, конечно, это негативно скажется на продажах февраля и весны. И также мы не видели персонал, который говорит по-китайски, хотя обычно его очень много в премиальных универмагах», — рассказала Софья Щукина, партнер исследовательской компании AMExpert, которая прилетела из Нидерландов 25 февраля. 

Восток — территория контрастов 
Гульфира Крок, бизнес-тренер по категорийному менеджменту, которая сейчас находится в Израиле (103 человека инфицированы), отмечает, что особого ажиотажа в продуктовых магазинах нет. «Но при этом количество сборщиков онлайн-заказов в магазинах в разы больше, чем обычно. Это значит, что выросли онлайн-продажи продуктов питания. По тележкам видно, что люди покупают больше товаров про запас, но пустых полок нет. Встретила одного старичка в супермаркете «Рами Леви», который забил половину тележки консервами», — рассказала Гульфира Крок. 

А партнер по управлению недвижимостью компании RRG Алдынай Юмбуу, которая на прошлой неделе путешествовала по Индии (84 заболевших) и побывала в Казахстане (по официальным данным заболевших там сейчас нет), рассказала MarketMedia, что санитарные маски и санитайзеры люди спрашивают везде. «Но бизнес не успел ещё отреагировать на этот спрос — в торговых центрах их просто нет», — говорит она. А в индийской глубинке, по ее словам, нет ни листовок, ни другой информации о коронавирусе. «Осведомленность населения о проблеме заметна только в больших городах, таких как Дели и Мумбаи. Но дезинфекция в Индии —  это норма жизни, ежедневная реальность. Там в мегаполисах и раньше уделяли этим мерам большое внимание», — отметила она.

Новая проблема
Сейчас розничная торговля и сфера услуг столкнулись с новой проблемой: в компаниях появились заболевшие сотрудники, что породило еще большую панику среди населения. В США, например, которые стоят на 8-м месте в рейтинге стран по числу заболевших (1371 человек), выявлены случаи больных в Walmart, Uber и Starbucks, сообщил вчера CNBC.  Компании сообщили об этих фактах в комитеты здравоохранения, и медицинские сотрудники стали проверять всех, кто мог контактировать с персоналом. Кофейню Starbucks закрыли, а сотрудники, контактировавшие с больными, находятся в изоляции.   

Вспышка коронавируса изменила и поведение потребительских брендов. Например, в США Starbucks и Dunkin запретили многоразовые кружки. «Макдоналдс» увеличил частоту уборки в своих заведениях. В некоторых магазинах каждые 30 минут протирают транспортерные ленты (куда выкладывается товар у кассы) и сенсорные экраны на кассах самообслуживания. Но меры профилактики не помогают, и число заболевших растет. И вчера президент США Дональд Трамп запретив въезд европейцев в США на 30 дней.

«Люди закупаются питьевой водой, товарами длительного хранения и туалетной бумагой. Основной ажиотаж в магазинах Costco. Во многих магазинах сети эти две группы закончились и на входе висит табличка, предупреждающая, что этого товара нет. В Costco обычно закупаются оптом по низким ценам. Но в других магазинах ту же воду и бумагу купить можно, — говорит Виктор Адамов, проживающий в США. — В связи с коронавирусом на работе и в школах постоянно дают советы, информация обновляется. Практически каждая крупная компания информирует, какие меры она принимает по снижению риска».

В России, где на сегодняшнее утро заболели коронавирусом 28 человек, также как и в других странах жители скупают продукты длительного хранения. В феврале продажи консервов и круп резко выросли, рассказали в нескольких сетях. Однако пока в результате таких «панических покупок» полки магазинов не опустели и перебоев с продуктами нет.

Василий Сопромадзе владелец самой крупной в Грузии сети супермаркетов Fresco

Когда в Грузии выявили первых заболевших коронавирусом (сейчас, по официальной статистике, заболели 24 человека — прим. ММ), люди кинулись запасаться продуктами. Но этот всплеск спроса был недолгий — 2-3 дня, не больше. Грузины эмоциональны. Как быстро вспыхнули, так же быстро и потухли. Сейчас делают покупки в нормальном режиме — все в пределах статистики, характерной для этого времени года.

Я каждый день получаю сообщения от своих поставщиков о повышении цен. И, если честно, планировал поднять их в марте. Но не успел. А теперь, в изменившихся обстоятельствах, делать этого не стану. Во всяком случае пока волна страха не пройдет. Не хочу, чтобы кто-то сказал, что я зарабатываю деньги на людской беде. Хочу быть чист перед Богом и собственной совестью. И я рад, что команда меня поддерживает, хотя нам уже нелегко.

Дальнейшее развитие событий будет зависеть от того, какая будет ситуация в мире. Если в течение 2-3 месяцев вакцину от вируса не найдут и люди будут болеть все чаще, не исключаю новый всплеск спроса. Но паники точно не будет. Жизнь показывает, что у страха глаза велики только первое время. Люди ко всему привыкают.

Многие беспокоятся — хватит ли у ретейлеров товара. Я регулярно получаю информацию о ситуации в других странах, потому что крупные поставщики в сети по всему свету одни и те же. И мне важно понимать, что у них происходит. Так вот, по моим данным, дефицита не будет. Товар произведут. Вопрос в другом — будет ли покупатель способен его купить. Если ситуация с вирусом усугубится, экономика начнет проседать, многие люди потеряют работу и зарплату. А не будет денег — не будет и покупок. Но макароны на полках точно будут. Главное, чтобы у людей хватило денег их купить. И тут многое будет зависеть от того, насколько власти разных стран будут готовы помогать своему бизнесу, особенно малому, который обычно первый попадает под удар. Как помочь? Например, отсрочить выплату НДС, уменьшить какие-то налоги, дать кредитные каникулы. Эти меры в случае усугубления ситуации помогут людям выжить.

Анастасия Виар владелица французского онлайн-магазина одежды Les filles fidèles

Катастрофической паники среди потребителей во Франции я пока не наблюдаю. Да, люди стали покупать больше макаронных изделий и средств гигиены, о чем открыто говорят супермаркеты, но это не привело к дефициту. По данным Nielsen, за первую неделю марта продажи бакалеи (паста, рис и т.д.) выросли на 21%. При этом в любом большом магазине можно купить пасту в принципе любого вида, даже несмотря на то, что несколько итальянских производителей приостановили поставки в связи с карантином.

Что касается ресторанного бизнеса, в Бордо, где я живу, в феврале был обнаружен первый случай заражения коронавирусом во Франции. Как было сказано в СМИ, это был молодой китаец, работающий в ресторанном бизнесе. По моим наблюдениям, число посетителей китайских ресторанов в городе после этого не убавилось. Более того, заболевший превратился в национального ньюсмейкера – он рассказывал в СМИ о том, как он проводит время в больнице и как его лечат парацетамолом.

Многие французы на этом этапе иронизировали по поводу национальной системы здравоохранения. Сейчас, когда число заболевших вот-вот перевалит за 1800 человек и количество погибших уже за 30 – многие стали серьезнее относиться к проблеме. В Париже стали появляться люди в масках (хоть они и не помогают защититься, как известно). Появились очереди к терапевтам – при каждом подозрительном синдроме люди идут к доктору (хотя инструкции предлагают вызывать неотложку).

Еще неделю назад довольно шокирующе выглядело решение сотрудников Лувра, обеспокоенных эпидемией, не выходить на работу в воскресенье. Сегодня СМИ трубят про три случая заражения сотрудников «Диснейленда», который, однако, продолжает работать с десятками ресторанных точек внутри.

В целом вирус внес некоторые коррективы в жизнь людей (даже не говоря о тех, кто заболел или семьях погибших). Некоторые компании, особенно в приальписких регионах, где вирус наиболее распространен, предложили сотрудникам дистанционный режим работы. Отменены также десятки спортивных мероприятий. Например, главный марафон в Париже 1 марта. А матч Лиги чемпионов PSG - Dortmund решили провести при пустых трибунах. Все мероприятия с участием более 1000 человек во Франции законодательно запрещены минимум до 15 апреля.

MarketMedia

RRG, Россия, Москва,
ул. Крутицкая, дом 9, стр.2
Телефон +7 (495) 981 0012


© RRG 2020.
Перепечатка материалов сайта
только с письменного разрешения.
Пользовательское соглашение об обработке персональных данных
На главную Карта сайта
О компании Новости Услуги Технологии Предложения Аналитика Клиенты Контакты