Президент и основатель обувного ритейлера Zenden Андрей Павлов во время собрания Национальной ассоциации участников сетевой торговли в очередной раз выступил со спорной идеей призвать Минпромторг РФ и ФАС разобраться с ситуацией, когда арендные ставки в торговых центрах для якорных арендаторов ниже, чем для всех остальных. Портал ComEstate.ru обратился к участникам рынка за комментариями.
Какие последствия для рынка может иметь решение ФАС, которое, предположим, уровняет ставки для всех арендаторов в конкретном торговом центре вне зависимости от занимаемой площади?
Какие сегодня ставки в среднем за кв. метр в год для якорных арендаторов, торговой галереи, ресторана (кафе), арендаторов сферы развлечений? Сколько процентов составляет разница в арендных ставках?
Какой трафик может сгенерировать якорный арендатор?
Разделяете ли вы мнение некоторых экспертов, что с приходом кризиса изменился состав якорных арендаторов, то есть на смену традиционным «якорям» в виде магазинов электроники и бытовой техники пришли арендаторы-«якоря» из сферы развлечений, общепита и именно они сейчас обеспечивают трафик?
Айдар Галеев, директор департамента стратегического консалтинга RRG
Нет сомнений, что лучшим регулятором в бизнесе является сам рынок и дополнительного госрегулирования в вопросах арендных отношений не требуется. Такие инициативы, как пересмотр ставок для якорных операторов являются несколько оторванными от рыночных реалий. В России, безусловно, ни от чего зарекаться нельзя. Но подобное регулирование цен противоречит Конституции РФ, поэтому не верится, что эти инициативы будут всерьез поддержаны.
Что касается размера самих ставок, то все зависит от ТЦ. Но кинотеатры редко платят свыше 6 тыс. руб. за кв. м/год, продуктовые гипермаркеты – свыше 8-10 тыс. руб. за кв. м/год, детские товары – свыше 15 тыс. руб. за кв. м/год. А мелкие арендаторы галереи могут платить 70-100 тыс. руб. за кв. м в год. Разница ставок объясняется двумя факторами: оборотами на 1 кв. м и торговой наценкой. Например, у сотовых телефонов обороты на 1 кв. м и торговая наценка существенно выше, чем у гипермаркетов FMCG. Иными словами, они могут и готовы платить больше. Разница ставок - это не дискриминация отдельных игроков или нарушение конкуренции, а следствие как раз работы рыночного механизма. К тому же на ставки влияет площадь, этаж, конкретное расположение арендатора.
Ставки даже для якорных арендаторов, естественно, разные. Средний разбег 20-40%.Если же мы говорим именно про супермаркеты FMCG, по факту они могут быть сопоставимы. В ряде случаев ставки для магазинов бытовой техники и электроники могут быть выше, а могут быть и ниже продуктовых супермаркетов. С кризисом супермаркеты стали платить больше.
Какой трафик может сгенерировать якорный арендатор? В супермаркет FMCG в день может прийти 3 тыс. человек, в гипермаркет FMCG – 20 тыс. человек. В гипермаркете бытовой техники и электроники потоки существенно меньше.
Что касается обсуждаемой сегодня темы о смене «якорей» в ТЦ, то, по-моему, вообще большой вопрос, были ли в принципе «якорями» магазины электроники и бытовой техники. Большой ли они трафик притягивают и идут ли люди после приобретения бытовой техники в торговую галерею, учитывая, что выбор бытовой техники процесс обычно длительный и утомительный. В этом плане современные технологии – выбор товара по интернету – по факту уменьшают время нахождения непосредственно в магазине БТиЭ. Покупатель на месте только смотрит внешний вид, дизайн и забирает сам товар. В этом плане он остается «боеготовым» для последующего совершения шоппинга. Поэтому вопрос с арендаторами БТиЭ неоднозначный. Хотя, безусловно, с кризисом количество покупателей в них уменьшилось. При этом с ростом онлайн торговли растет количество посетителей в сфере развлечений, общепита – то есть тех отраслях, где без личного присутствия не обойтись.