Участники дискуссии, разделяя мнение о насущной необходимости развивать территории т.н. «ржавого пояса Москвы», отмечали, тем не менее, проблемы, которые возникают или могут возникнуть в ходе реализации этой программы. Один из наиболее острых вопросов – соблюдение баланса жилых и нежилых объектов при застройке территорий бывших промзон.
Начальник Управления формирования и реализации инвестиционных программ Москомстройинвеста Наталия Лисюкова рассказала, что сегодня город отдает приоритет политике сбалансированной застройки: 10-15% общей территории отводится под зону рекреации – парки и скверы, а в соотношении жилых помещений и мест приложения труда город стремится достигнуть паритета 50 на 50. В этом плане одним из самых интересных и перспективных проектов является реконструкция производственной зоны «ЗиЛ», где помимо новых жилых кварталов будут располагаться 12 детских садов, школы на 3,5 тыс. мест, офисная недвижимость и парк развлечений. Здесь инвесторы строят не только привлекательные с точки зрения доходности объекты, но и вкладываются в развитие инфраструктуры.
О масштабных задачах в ходе реализация проекта по редевелопменту промышленных территорий ЗИЛа рассказал Управляющий директор ЛСР-групп Иван Романов. Группа ЛСР строит ЖК «ЗилАрт» на севере бывшей промзоны и будет застраивать ее южный участок. Оба проекта помимо жилой и коммерческой недвижимости предусматривают возведение социальных объектов. Одна из специфических особенностей проекта – создание новой истории и образа этой территории в глазах горожан.
Сбалансированный, комплексный подход к реновации промзон подразумевает и параллельное развитие общегородской дорожной сети, отметил Антон Сафонов, заместитель начальника Отдела развития бизнеса АО «Мосинжпроект». Примером здесь может послужить зона Владыкино, где редевелопменту предшествовало открытие новой станции метро.
О том, что развитие транспортной инфраструктуры должно опережать освоение промзон, говорил и Денис Колокольников, председатель совета директоров группы компаний RRG и председатель Экспертного Совета по редевелопменту при РГУД. Хорошим примером продуманной городской политики в этом вопросе является запуск Московского центрального кольца. Однако вменять девелоперам в обязанность создание новых рабочих мест эксперт счел нецелесообразным. Баланс жилой и нежилой застройки территорий, по его мнению, должен определяться не унифицированными нормативами, а исходить из потребностей людей, которые там живут, работают, отдыхают и получают образование.
Горячую дискуссию вызвала и тема сохранения промышленного потенциала столицы.
Начальник управления промышленной политики Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы Наталья Попкова, выступая в защиту комплексного развития территорий, указала на острую необходимость «развернуться лицом» к промышленности и развивать промышленный девелопмент. Правительство Москвы готово поддержать высокоэффективные производства реальными налоговыми льготами и выступить первым инвестором в части развития соответствующей инфраструктуры, для чего формируются специальные городские инвестпрограммы.
Необходимо и сохранять промышленный потенциал Москвы, и добиваться комфортного проживания горожан, – отметила Ирина Ильина, директор Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ. Однако планируя шаги по достижению этой «комфортности», нельзя, по мнению эксперта, опираться только на сегодняшние потребности города, не прогнозируя, как изменятся приоритеты через десять лет или спустя полвека. Девелопмент нуждается в долгосрочном прогнозировании, и, чтобы территории промзон были одинаково востребованы и сегодня, и в будущем, инвесторам необходимо объединяться для выработки общей стратегии, использовать научный потенциал ВУЗов.
С Ириной Ильиной солидарен экономист Константин Лауфер (в 2004-2016 гг. - ведущий научный сотрудник отдела градостроительной политики и инвестиционного потенциала г. Москвы ГУП «НИиПИ Генплана Москвы). За промзонами должна сохраняться функция развития приоритетных для города направлений промышленного производства. Однако новый технологический уклад диктует новый подход к организации производства. Поэтому в первую очередь, по мнению эксперта, надо развивать науку, которая и определит, каким будет это производство. А отсюда уже должны вытекать градостроительные решения.
Актуальность поиска для Москвы своего пути развития в условиях нового технологического уклада отметил также Вячеслав Ильичев, академик и вице-президент РААСН по направлению «Инновации», заслуженный деятель науки РФ, академик РИА, почетный строитель России. Эксперт предрекает переход экономики к шестому укладу уже в 2030 году.
Директор по инвестициям компании Est-a-Tet Владислав Луцков высказал мнение, что промышленное производство в городе должно стать более экономичным, менее энергоемким. При этом инвестиции необходимо вкладывать туда, где они актуальны и, соответственно, будут приносить прибыль. Поэтому новые производственные объекты возникнут на тех территориях, где для этого будут созданы условия, в том числе особые преференции.
Немало внимания участники дискуссии уделили вопросам организация городской среды. Большинство сошлось во мнении, что при застройке бывших промзон тоже необходимы принципиально новые подходы.
Дмитрий Фесенко, главный редактор журнала «Архитектурный вестник», член-корреспондент Международной академии архитектуры и советник РААСН, указал, что современное высокотехнологическое производство, а тем более производство 6-го уклада, задает совершенно иные параметры освоения площадок. Занимая гораздо меньшие площади, оно вполне может «уживаться» на одной территории с жилым сектором.
Марк Сафронов, главный архитектор мастерской «ПРОЕКТУС», занявший первое место в рейтинге международного конкурса на архитектурно-градостроительную концепцию развития территории завода «Серп и Молот», отметил особый потенциал промышленных территорий Москвы, позволяющий сохранить их историческое наследие путем современной высокоплотной застройки.
Опытом применения такого подхода поделился главный архитектор Института гелиотектуры Сергей Непомнящий. Эксперт презентовал участникам круглого стола проект реконструкции территории завода имени Хруничева. Эффективное использование пространства позволяет создать дополнительные уровни для размещения озеленения, транспорта и сервисных служб, в несколько раз увеличивая полезную площадь. А новейшие технологии строительства делают такой проект еще и выгодным с экономической точки зрения.
Ранее заместитель мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин отмечал, что все промышленные и коммунальные зоны города застраиваются комплексным методом. Здесь возводится не только жилье, но и вся необходимая социальная и транспортная инфраструктура. Глава Стройкомплекса подчеркнул, что за прошедшие несколько лет с момента старта программы по реновации промзон утверждено 53 проекта планировки территорий, а 15 из них уже в стадии строительства. По его словам, депрессивные территории стали одним из драйверов развития Москвы.
Подробнее: http://stroi.mos.ru/articles/rzhavyi-poias-moskvy-vozmozhnosti-i-riski?