Согласно данным агентства P&S Market Research, мировой рынок ГИС (геоинформационных систем) вырастет с $7,6 млрд в 2014 году до $14,6 млрд в 2020 году, при этом показатель CAGR будет составлять около 11,4%. Кроме того, аналитики отмечают, что значительная доля мирового рынка ГИС приходится на госсектор: уже по итогам 2014 года она составила 28,3%. Основными факторами, которые будут способствовать росту рынка до 2020 года, являются урбанизация и развитие рынка коммерческих ГИС в развивающихся странах. В частности, определенный спрос формируется за счет развития так называемых «умных городов» в Китае, Индии и странах Юго-Восточной Азии. Мы решили узнать, что думают сами участники рынка о его настоящем и будущем, тенденциях и перспективах.
Какова динамика развития российского рынков геоинформационных услуг и геолокационных сервисов за последние пару лет?
Вадим КАМИНСКИЙ, руководитель направления геомаркетинга и ГИС-анализа компании RRG:
Пространственная привязка данных приобретает все большее значение. Приходит понимание незаменимости ГИС в разнообразных исследованиях, наблюдается стремление к свободному распространению пространственно привязанной информации. Улучшается ситуация с ограничениями и секретностью пространственных данных, хотя еще недавно снимки сверхвысокого пространственного разрешения были закрытыми. На российском рынке услуг возникают новые компании, связанные с геообработкой, они зачастую начинаются со стартапов и перерастают в масштабные проекты. Среди них стоит отметить активно растущие Habidatum и Urbica Design, занимающиеся городскими исследованиями, в том числе с использованием ГИС. Заметен всеобщий интерес к Big Data, которая дает большую базу для анализа пространственных данных.
Вместе с тем, экономический кризис сказывается и на продажах ГИС-услуг в России. С одной стороны все больше компаний стремятся использовать преимущества ГИС в своих бизнес-моделях и системах, а с другой - они хотят минимизировать издержки, переходя от «коробочных» решений к онлайн-сервисам. Немаловажным аспектом развития ПО ГИС в России стала программа по развитию экономики страны в сторону импортозамещения. Однако отечественные продукты пока сильно уступают зарубежным ГИС, поскольку характеризуются узкой специализацией, отсутствием масштабируемости и кроссплатформенности. Наряду с проприетарными продуктами все активней развиваются свободные ГИС и данные.
Геолокационные сервисы (location-based service) стали, пожалуй, наиболее динамично развивающейся частью геоинформационных услуг. Широкое развитие такие услуги получили благодаря операторам сотовой связи, которые стали предлагать своим клиентам сервисы по определению – «Локатор», «Навигатор», «Радар» и др. В последние годы спрос на геолокационные услуги стремительно растет, благодаря тому, что практически все мобильные устройства стали оснащаться системами GPS/ГЛОНАСС.
Какие новые геоинформационные системы, сервисы и технологии вы могли бы отметить, как наиболее перспективные?
Вадим КАМИНСКИЙ:
ГИС развиваются в сторону веб-технологий и облачных сервисов по модели SaaS. Это позволяет разработчику создавать решения под конкретные задачи, а заказчику сокращать свои расходы на ПО, данные, поддержку и пр. Более того, функционал многих из них становится доступным и для рядовых пользователей, не знакомых с теоретическими основами геоинформатики и картографии. С точки зрения свободных ГИС наиболее перспективной является кроссплатформенная QGIS и производные на ее основе, которые имеют ряд преимуществ даже по сравнению с коммерческими пакетами. Также большое распространение получили свободные картографические данные OSM, создаваемые пользователями.
С точки зрения перспектив геолокационных сервисов можно выделить несколько направлений:
• Решения для определения местоположения людей и животных. Например, сервис «Маячок» от «Мегафона» позволяет родителям определить, где находится ребенок.
• Решения для транспорта и навигации. Сегодня уже сложно представить вождение автомобиля в большом городе без использования «Яндекс.Навигатора». Программа, определив текущее местоположение, построит наиболее быстрый маршрут до точки назначения. Причем алгоритм будет учитывать текущую скорость транспортного потока на разных сегментах улично-дорожной сети города. Еще одно применение геолокационные сервисы находят в автомобильных сигнализациях и системах контроля транспорта. Так при попытке угона автомобиля, можно увидеть на карте его местоположение и, отправив СМС-команду, заглушить двигатель. На основании приказа Минтранса теперь весь общественный транспорт оборудован системами мониторинга на основе ГЛОНАСС/GPS. С помощью таких технологий оптимизируются логистические задачи управления транспортом, рассчитываются маршруты и графики.
• Решения для маркетинга и геомаркетинга на основе Big Data. Это направление наиболее перспективно для развития геолокационных сервисов. Операторы сотовой связи накапливают огромные массивы данных о своих абонентах и начинают предлагать различные решения на основе их географического анализа – матрица перемещений, социальный портрет, концентрация населения и многое другое, причем можно выявлять разновременные особенности. На основе таких технологий через таргетированную рекламу можно активно воздействовать на целевую аудиторию, сообщать покупателю то, что действительно может его заинтересовать в конкретном месте.
• Решения для геосоциальных сетей. Сегодня многие социальные сети имеют функции геопозиционирования, которые позволяют пользователям «чекиниться» и добавлять геопривязанные фотографии. Такие сервисы позволяют узнавать, где находятся друзья, быстро организовывать встречи. Кроме известных сервисов от поисковых сайтов и Facebook стоит отметить геолокационную сеть – Foursquare, в которой пользователи «чекинятся» и выставляют оценки различным социальным и торговым объектам.
Очевидно, что ГИС особо востребованы в государственных учреждениях и проектах. Как сегодня обстоят дела в госсекторе по этому направлению?
Вадим КАМИНСКИЙ:
Востребованность ГИС в госсекторе сильно выросла за последнее десятилетие. Широко осуществляется предоставление доступа к открытым данным на государственном уровне, многие регионы озаботились созданием ИПД, что сложно было представить в начале 2000-х годов. Сегодня созданы и функционируют различные порталы открытых данных, имеющих географическую составляющую, например, «Портал открытых данных РФ» и «Портал открытых данных Правительства Москвы». Однако в России государственные учреждения испытывают некоторые трудности с внедрением новых ИТ, к которым относятся и ГИС. Сказывается недостаточная квалификация сотрудников, зачастую не знакомых со всеми функциональными возможностями и особенностями современных ГИС. Также имеет место проблема актуальности данных и их полноты, низкая производительность систем. Например, скорость отображения данных в публичной кадастровой карте Росреестра оставляет желать лучшего, а космические снимки, которые там используются в качестве основы, сделаны 5-7 лет назад.
Многие озабочены тем, что с помощью новых технологий определить реальное местоположение человека с каждым годом становится все проще, а полностью отключить возможность отслеживания собственной геолокации либо очень сложно, либо невозможно. Что вы думаете по этому поводу?
Вадим КАМИНСКИЙ:
Я не разделяю такую точку зрения, и считаю что проблема «озабоченности» в данном случае несколько надумана. Все выпускаемые модели смартфонов и планшетов предусматривают отключение функции определения местоположения по GPS. Однако регистрируясь в сотовой сети, гаджеты обмениваются сигналами с ближайшей базовой станцией сотовой связи: это еще один способ определения местоположения, но уже не такой точный. Расстояния между такими антеннами в городах достигают нескольких сотен метров, а за городом – и нескольких километров. Не стоит забывать, что подключаясь к общедоступной Wi-Fi-сети, мы также можем точно определить свою геолокацию. С другой стороны те, кого действительно тревожит этот вопрос, могут вообще отказаться от мобильных устройств. Вместе с тем, такие технологии не должны нарушать права человека, что регулируется ФЗ «О персональных данных».
Сегодня многие компании предлагают услуги геомаркетинга, геотаргетинга и геоблокинга на базе ГИС. Как быстро развивается рынок этих услуг и какое будущее его ожидает?
Вадим КАМИНСКИЙ:
В нашей стране геомаркетинговые услуги начали развиваться в начале 2000-х годов. В последние годы наблюдается тенденция появления новых программных решений, часто имеющих онлайн-интерфейсы, позволяющие строить зоны доступности, проводить подсчет численности населения и базовый анализ конкурентного окружения. Тем не менее, пока такие сервисы не могут выступать в роли конечного решения для ритейлера или девелопера. Проблем тут несколько: практически нереально держать в актуальном состоянии базу геоданных на многие регионы и города, а тем более иметь данные на 2-3 года вперед, это экономически не выгодно. Также «быстрые» онлайн-решения имеют ограничения в используемых математических моделях анализа. Поэтому для достижения максимально точного результата необходим индивидуальный подход для каждого исследуемого объекта, который требует более детальных настроек для построения моделей, учет специфики формата торговли, местоположения, масштаба объекта и многого другого. На разных этапах моделирования очень важным является аналитическое заключение специалиста-эксперта или группы экспертов, что никак нельзя интегрировать в «закрытую модель». Оптимальнее в таком случае - апробация разрабатываемых методов на существующих объектах с известными показателями товарооборота, внесение корректировок и настройка модели, в конечном итоге - совершенствование методов. Постепенная адаптация геомаркетинговых методик к существующим реалиям в условиях роста конкуренции в этой сфере - и есть вероятное будущее отрасли.