Rambler's Top100
+7 (495) 981 0012
Москва, ул. Ленинская слобода,
д. 19, стр. 1, офис 319
На главную Карта сайта Подписаться

Ушли с улицы

20.05.2016
Платная парковка, расширение пешеходных зон и общий спад покупательской активности изменили стрит-ритейл до неузнаваемости. Тверская лишилась статуса главной модной улицы России, а на смену магазинам одежды, обуви и аксессуаров приходят столовые и отделы товаров для дома.

По данным CBRE, выбирая местоположение для своего первого магазина, 82% ритейлеров отдают предпочтение премиальной локации, 77% выбирают торговые центры, 78% – столицы. В России 23% открытий пришлось на региональные города. Интерес к регионам стабильно сохраняется: в 2013–2015 годах 29 международных операторов открыли первые магазины именно в регионах (например, Polo Ralph Lauren, Violeta by Mango, Euroshop, Saint James, Pimkie, L´Agent by Agent Provocateur и другие). Во многом это связано с тем, что ставки аренды на региональных рынках, как правило, ниже, чем в столице, а уровень качественного предложения и покупательной способности достаточно высокий. Кроме того, в регионах все еще можно открываться на топовых улицах, не опасаясь того, что завтра их включат в зону платной парковки, а послезавтра сделают пешеходными.  «В 2015 году рынок покинули 11 международных брендов (8 из них – представители fashion-сегмента) и 35 российских розничных компаний (в числе которых 18 продуктовых концепций), – комментирует Виктория Камлюк, директор направления стрит-ритейл, компания Knight Frank. – При этом среди крупных российских сетей, ушедших с рынка в прошлом году, fashion-операторов не так уж и много – четыре бренда».
По разным оценкам, доля fashion-операто­ров на центральных улицах Москвы примерно равна 10%. Лидерами по занимаемым площадям являются операторы общественного питания – их доля составляет 33%. Это связано с тем, что fashion-операторы обычно занимают площади от 50 до 100 м2, а кафе и рестораны – от 100. «Сейчас фэшн-операторы закрывают нерентабельные магазины, но в общем объеме вакантных помещений на улицах Москвы бывшие магазины одежды составляют минимальную долю, – отмечает Юлия Назарова, руководитель отдела cтрит-ритейла компании JLL. – Можно привести такие примеры, как закрытие магазина Karen Millen на Петровке, на месте которого открывается Bulgari, или закрытие магазина Timberland на Тверской, но теперь там отличный мультибрендовый магазин одежды и обуви LYYK. Те же бренды, которые ушли или собираются уйти с российского рынка, в основном размещались ранее в торговых центрах».
По мнению Дениса Колокольникова, председателя совета директоров компании RRG, сам формат стрит-ритейла как торгового коридора теряет привлекательность для многих операторов, и в особенности для сетей магазинов одежды и обуви. «Люди сегодня предпочитают совершать покупки в магазинах, расположенных в торговых центрах, – убежден Денис Колокольников. – Модные бренды тоже выбирают ТЦ, доля магазинов, представленных в формате стрит-ритейла, составляет всего 10–15%. Стрит-ритейл был наиболее востребован в то время, когда в столице не было достаточного количества ТЦ».
В числе «модных потерь» эксперты отмечают прежде всего Тверскую и 1‑ю Тверскую-Ямскую улицы, которые сегодня превратились в общественно-деловые районы. Место fashion-ритейлеров занимают банки, рестораны, кафе, а также магазины ювелирных изделий. При этом часть операторов переместилась на уже сформировавшиеся «специализированные» улицы, где обосновались ведущие модные бренды: это Столешников переулок, Петровка, Большая Дмитровка, Кузнецкий Мост и др. Некоторые из них совсем недавно стали пешеходными, что способствовало увеличению проходимости и повысило их привлекательность для стрит-ритейла. «Тверская не смогла оправиться от изменений, которые были внесены несколько лет назад. Пятницкая уходит из ритейла в направление food-street. Посмотрим, что получится в итоге с Маросейкой, – говорит Денис Косаченко, директор по рознице VF CIS (торговые марки Vans, Wrangler, Lee, The North Face, Napapijri). – Если говорить о Москве, то на модный стрит-ритейл влияет, несомненно, политика властей по изменению уличного пространства, закон о вывесках и другие мероприятия, которые не всегда сказываются положительно не только на бизнесе, но и на покупателях. Конечно, наиболее уязвим сейчас масс-маркет. Но если обратить внимание на окна первых этажей в городе, то видно, что закрываются многие марки из разных ценовых сегментов. Всегда есть улицы, которые интересны для развития и привлекательны с позиции трафика и покупательной способности. Таких мест немного, но думаю, что мы вполне можем увидеть появление новых брендов на стрите».
В JLL парируют: ни одна из модных улиц Москвы не потеряла актуальности для ритейлеров. «По-прежнему популярны Столешников переулок, Петровка, Кузнецкий Мост, Тверская, Третьяковский проезд и Никольская, – говорит Юлия Назарова. – Бывают временные трудности, которые характерны для всего рынка стрит-ритейла в целом: одни магазины закрываются, но на их место приходят новые бренды».
«Атмосферное» восприятие улиц и основное их наполнение в части fashion сохранилось, хотя в ряде локаций произошла смена арендаторов. В 2014 и 2015 годах эксперты наблю­­дали ротацию операторов на таких улицах, как Кузнецкий Мост, Никольская, Тверская, однако в компании не склонны говорить о том, что fashion-бренды системно покидают эти улицы. В то же время есть примеры, когда привычная для конкретной московской улицы целевая аудитория могла смениться, а направленность магазинов стать более «размытой» ввиду изменения градостроительных политик или введения пешеходных зон. На Кузнецком Мосту, к примеру, вместо D&G появился BOSS, вместо Paul & Shark открылись Harmont & Blaine и Falconeri, вместо Diane von Furstenberg – TAG Heuer и два ресторана. Такие изменения аналитики ожидают на Никольской улице после завершения реставрации проекта «Чижевское подворье». «Серьезная ротация в стрит-ритейле продолжается уже около полутора лет и касается всех игроков рынка, – делится Станислава Нажмитдинова, генеральный директор Fashion Collaboration. – Очень жаль, например, магазин Karen Millen напротив ЦУМа. Вообще, в первую очередь решение о смене локации приняли европейские бренды. Та же Тверская сейчас уже полностью изменила свой облик, впрочем, открытие H&M в Галерее “Актер” ее оживит. Однако доля fashion-операторов в стрит-ритейле будет снижаться и дальше и составит, вероятно, не более 30%».
Учитывая, что собственники помещений в сегменте стрит-ритейла Москвы и Петербурга исторически были наиболее несговорчивой категорией арендодателей и предпочитали держать помещения пустыми, но не «ронять рынок», эксперты скорее склонны говорить о переезде многих брендов в другие локации, чем об их уходе с улиц совсем. «Многие российские магазины одежды, бутики которых ранее были расположены в торговых галереях, готовы теперь рассматривать помещения и в стрите, так как ставки аренды стали более доступными, а собственники помещений – более сговорчивыми, – сообщает Екатерина Подлесных, руководитель департамента стрит-ритейла по России компании Colliers International. – Из общих трендов изменения “лица” стрит-ритейла можно выделить активное развитие предприятий общественного питания, банков и продуктовых сетей в центре города. Особенно это заметно в менее выигрышных локациях, где произошла ротация профилей: помещения в центре, исторически арендуемые fashion-брендами, стали занимать продуктовые сети, способные быть рентабельными на этих местах».

По оценкам Knight Frank, в течение 2015 года доля вакантных площадей на центральных торговых улицах столицы сократилась с 12 до 9% (на 3 п. п.). Снижение показателя преимущественно обусловлено развитием операторов пяти профилей – это общественное питание, банки, аптеки, продукты и услуги (в том числе медицинские). «Если говорить об операторах одежного сегмента, то они постепенно сокращают свое присутствие как на пешеходных, так и на центральных улицах города: французская марка женской одежды Hervé Léger ушла с российского рынка (один из магазинов бренда работал на улице Кузнецкий Мост), закрылись популярный магазин Fott (Дмитровский переулок) и бутик Harmont & Blaine (Кузнецкий Мост)», – перечисляет Виктория Камлюк.

Екатерина Реуцкая,

журнал «Модный magazin» № 4-5, 2016,

http://www.e-mm.ru/article/17171 

RRG, Россия, Москва,
ул. Ленинская слобода,
д. 19, стр. 1,
БЦ Омега Плаза, офис 319
Телефон +7 (495) 981 0012


© RRG 2025.
Перепечатка материалов сайта
только с письменного разрешения.
Пользовательское соглашение об обработке персональных данных
На главную Карта сайта
О компании Новости Услуги Технологии Предложения Аналитика Клиенты Контакты