Как сообщают «Известия», впервые, начиная с 2002 года, в Москве за 1 квартал девелоперам не удалось сдать ни единого метра торговой площади. В тоже время почти 500 тыс. кв. м., а это 8% торговых площадей остаются свободными в торговых центрах столицы.
Юрий Тараненко, директор департамента коммерческой недвижимости компании RRG отмечает, что с начала кризиса в сегменте торговой недвижимости, который начался еще в 2013 году, девелоперы практически не начинали новых проектов. При этом те объекты, которые уже были на стадии реализации, достраивались еще в течение 2014-2015 годов. И отсутствие сданных в эксплуатацию торговых площадей в первом квартале является подтверждением данной тенденции.
Финансовые возможности большинства граждан нашей страны с начала кризиса уменьшились, а вместе с этим снизилась посещаемость ТЦ, и упали и доходы самих ритейлеров. Это, в свою очередь, привело к снижению арендных ставок и увеличению доли вакантных площадей. Таким образом, целесообразность инвестирования в торговую недвижимость, сегодня находится под вопросом. Поэтому многие застройщики и решили не рисковать и отложили новые проекты до «лучших времен».
И подобная ситуация, вероятно, продлится еще в течение года или даже двух лет. Только после того, как рынок поглотит основной объем пустующих сегодня площадей, а экономика страны и цены на нефть вырастут, и покупательский спрос восстановится, девелоперы опять начнут активно строить новые ТЦ.
Елизавета Гудзь, заместитель генерального директора по аналитике и консалтингу компании «НДВ-Недвижимость» считает, что в контексте сложившийся рыночной ситуации откладывание открытия торгового объекта можно рассматривать как технический момент.
Более критичным индикатором рынка является потребительское поведение, которое в настоящее время продолжает изменяться. Это вынуждает арендаторов пересматривать свои планы развития. Одни сокращают неприбыльные точки, других ситуация подталкивает к более интенсивной экспансии.
Рынок Москвы остается одним из наиболее привлекательных в регионе, что подтверждает появление новых торговых операторов в городе при малой доли свернувших здесь свой бизнес. Также к позитивным тенденциям можно отнести новости о заинтересованности в покупке крупных качественных коммерческих объектов со стороны международных инвесторов.
Тем не менее, рынок торговой недвижимости столицы находится в непростой ситуации, и большинство объектов испытывает те или иные трудности: с заполнением, оттоком покупателей, снижением среднего чека и, как следствие, выручки, и т.д.
Дмитрий Сысуев, директор по развитию группы компаний «Фортекс» также отмечает: с одной стороны, факты свидетельствуют о том, что в 1-м квартале 2016 года в столице не появилось ни одного нового ТЦ — впервые с 2002 года. Иностранные ритейлеры покидают Россию, согласно международному «тренду» (например, Stockmann), новые международные бренды (например, Laduree, Lillapois, Newby, Veta) снижают активность - продолжают заявлять о выходе на российский рынок, но не так масштабно, как до 2014 года.
Российские ритейлеры тоже меняют стратегию развития в связи с кризисом. Некоторые бренды полностью закрывают все торговые точки, как «Центробувь». Покупательская способность падает, большинство посетителей торговых центров присматриваются к покупкам, но не совершают их, становятся «пассивными наблюдателями» зрелищных мероприятий, участниками развлечений.
С другой стороны, в 2016 году новые ТЦ все равно планируются девелоперами, не успевшими снизить скорость развития, к открытию «по инерции». На период всего года к открытию анонсировано более 20 объектов в Москве общим объемом более 750 тыс. кв. м. – этот показатель превосходит 2 предыдущих года по количеству заявленных к открытию объектов.
Самыми масштабными из анонсированных торговых центров являются ТРЦ «Ривьера» 100 000 кв. м, заявленный к открытию во II квартале 2016 года, ТРЦ «РИО Мытищи» 115 тыс. кв. м, заявленный к открытию в III квартале 2016 года, ТРЦ «Галерея Кутузовский» 60 тыс. кв. м GLA, заявленный во II квартале 2016 г.
Эта тенденция обусловлена тем, что при планировании и строительстве реализуемых сейчас торговых объектов в стране отсутствовал ярко выраженный финансовый кризис и был более стабильный потребительский спрос со стороны населения, что позволяло планировать крупные объекты с товарной и развлекательной функцией, ориентированные на охват широкой зоны проживания потенциальных потребителей.
Есть вероятность, что в ближайшее время собственники ТЦ сменят концепции на аутлет-форматы, пересмотрят пул арендаторов, сделают реновацию ТЦ и увеличат территорию развлекательных зон, сместят акцент с торговли на ресторанный бизнес. Раньше при строительстве торговых центров 70% помещений отдавалось под торговые площади, а 30% — под рестораны.
Сегодня, чтобы подстроиться под новые потребительские привычки молодых посетителей, моллам придется поменять эти пропорции местами. Девелоперы сфокусируются на открытии недорогих фудкортов – сегмент точек недорого питания будет более востребован в ближайшее время, чем торговые площади. Тогда российский покупатель и далее будет по-прежнему заходить в любимый торговый центр, чтобы провести время «с удовольствием и без особых трат».
Shopolog.ru от 25.04.2016 г.,
http://www.shopolog.ru/news/v-moskve-vozrastaet-proficit-torgovyh-ploschadey/