До 1 июня 2016 года Госдума может принять законопроект, приравнивающий парковочные места в многоквартирных домах к недвижимости. Документ разрабатывается различными ведомствами по поручению президента с целью облегчения управления парковочными местами владельцам квартир.
В МЭР предлагают ввести новый вид недвижимого имущества – площадку (ограниченную строительной конструкцией часть дома). Законопроект позволит задействовать неизолированные части зданий: ставить их на кадастровый учет и регистрировать на них права по запросу.
В Росреестре уточнили, что принятие соответствующего закона избавит владельцев квартир от необходимости оформлять долю в праве на использование паркоместа. Вместо этого, они смогут зарегистрировать площадку на свое имя как конкретный объект недвижимого имущества, пишут «Ведомости». Как результат, граждане смогут распоряжаться парковочными местами по своему усмотрению: продавать, передавать по наследству и пр.
Как Вы оцениваете правительственный законопроект? Можно ли считать парковочное место недвижимостью?
Шарапов Василий (Юрист, девелоперская компания «Сити-XXI век»)
Улучшение юридического регулирования в сфере прав на машино-место в многоквартирных домах следует только приветствовать. В практике нашей компании машино-места после ввода здания в эксплуатацию ставятся на государственный кадастровый учет в качестве нежилых помещений. После этого регистрируется в Росреестре РФ право собственности инвестора на машино-место на основании договора купли-продажи и ранее оформленного кадастрового паспорта. Участникам рынка недвижимости нужна ясная и определенная квалификация машино-места в многоквартирном доме как самостоятельного объекта недвижимости, прямо зафиксированная в законе. Такой подход, на мой взгляд, действительно удобен и застройщикам, и инвесторам и минимизирует риски инвесторов. Юридическая квалификация машино-места как доли в праве общей собственности на паркинг имеет ряд минусов для собственников здания. Во-первых, оборотоспособность машино-места как нежилого помещения с юридической точки зрения лучше, чем оборотоспособность машино-места как доли в общей долевой собственности. Для отчуждения доли в общей собственности на паркинг инвестор должен уведомить всех других собственников, которые обладают преимущественным правом на выкуп, что вряд ли удобно. Кроме того, подобный подход может генерировать споры между собственниками здания по использованию того или иного машино-места в паркинге, если каждое из них не будет закреплено за конкретным собственником квартиры по их соглашению.
Юридическая квалификация машино-места как неотъемлемой принадлежности квартиры в многоквартирном доме как главной вещи также имеет свои минусы, так как не всем инвесторам необходимо машино-место при покупке квартиры. Приобретая жилье, они могут отказаться от приобретения машино-места. Часть из них склонна пользоваться общественным транспортом, если он хорошо развит в месте локации здания.
Чтобы снять все вопросы по юридической квалификации машино-места как недвижимости, достаточно расширить классификацию нежилых помещений, к которым следует отнести машино-места в многоквартирных домах и в отдельно стоящих паркингах, что де-факто уже и происходит на уровне кадастрового учета на практике. Пока не ясно будет ли иметь закон обратную силу или нет. Нет ответа на вопрос, нужно ли будет владельцам машино-мест, оформленных как доля в праве общей долевой собственности, переоформлять машино-место в частную собственность? Эта проблема может быть решена, если в законе прямо указать, что ранее зарегистрированное право на долю в общей собственности на машино-место считается прекращенным от даты получения кадастрового паспорта на машино-место как на нежилое помещение, а право частной собственности на машино-место как на самостоятельный объект недвижимости в этом случае считается возникшим от той же даты в силу закона. Иначе по новым строительным проектам машино-места на основании нового закона будут оформляться как самостоятельные объекты недвижимости в частную собственность инвесторов, а по ранее завершенным строительным проектам в некоторых регионах, где применялась модель общей долевой собственности на паркинги, собственники квартир так и останутся владельцами долей, что, пожалуй, будет не в их интересах.
Тараненко Юрий (Директор департамента коммерческой недвижимости группы компаний RRG)
На мой взгляд, это положительная инициатива и ее необходимость назрела уже давно. Даже не смотря на то, что парковочные места расположенные в зданиях не имеют границ в виде стен, они все же являются объектом недвижимости, также как, например и земельные участки нуждаются в законодательном оформлении. Насколько мне известно, после принятия законопроекта собственник сможет оформить право собственности на конкретный объект, а не на долю в праве, как это было ранее. Поэтому проводить сделки с парковочными местами в дальнейшем, будет проще и понятнее для рядового покупателя.
Дронов Владимир (Старший юрисконсульт компании «НДВ-Недвижимость» )
Идею признать парковочные места в зданиях недвижимым имуществом мы рассматриваем положительно. При этом важно, чтобы в формулировках было дано достаточно точное определение машиноместа, как объекта недвижимости. Реализация данного законопроекта позволит решить «подвисшие» вопросы, связанные с постановкой на кадастровый учет и регистрацией прав собственности на машиноместа в уже построенных объектах.
Баранкова Наталья (Юрист компании «Пересвет-Инвест»)
Проблема, связанная с оформлением в собственность парковочных мест, машино-мест, назрела давно.
В настоящее время данные места не являются объектами недвижимости, в связи с чем покупатели не могут оформить право собственности на него, а значит не могут свободно им распоряжаться.
Необходимость разрешения данного вопроса назрела достаточно давно. Законодательное урегулирование понятия, присущих характеристик и статуса парковочных мест должно устранить существующие противоречия.
Но стоит заметить, что предполагаемые нововведения касаются исключительно паркингов как отдельных зданий, но не парковок расположенных на прилегающей к жилому дому территории, то есть вопрос стихийной стоянки во дворах не разрешается.
Однако существует вероятность, что с упрощением процедуры регистрации права собственности на места в паркинге, часть автовладельцев предпочтет выкупить место, что может оказать позитивное влияние на решение проблемы стихийных парковок.
Таким образом, с юридической точки зрения, признание парковочных мест в зданиях недвижимостью положительное явление, при этом экономическая сторона данных нововведений (рост стоимости покупки данных мест) является открытым вопросом.
Литинецкая Мария (Управляющий партнер «Метриум Групп»)
Принять такой законопроект стоило уже давно, так как существуют проблемы с постановкой на кадастровый учет парковочных мест и, как следствие, регистрацией права собственности на них. Сегодня, как правило, право собственности на машиноместа, находящиеся в помещении паркинга, оформляют через государственную регистрацию права общей долевой собственности. Это означает, что при желании владельца продать свое парковочное место, ему придется письменно известить об этом всех участников долевой собственности и дождаться от них ответа или истечения срока для такого ответа. При этом, участники общей долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли (машиноместа). Если закон будет принят, то парковочные места приобретут статус самостоятельных объектов недвижимости, что позволит регистрировать право собственности на машиноместо и реализовывать его без каких-либо неудобств наравне с другими объектами недвижимости.
Сейчас.ру от 05.04.2016 г.,
http://www.sejchas.ru/estate/3939