В середине нулевых бизнесмен Олег Воробьёв был на грани финансового коллапса: рекламный бизнес не пошёл, и ему не хватало даже на аренду жилья в Петербурге. В итоге несколько недель он ночевал в своём офисе и спал на кресле. Он каждый день вставал в семь утра, чтобы привести себя в порядок до прихода коллег. Несмотря на то что офис стал для него спасением, он тогда пересмотрел их роль для бизнеса. Воробьёв решил, что офисы, арендованные на долгий срок, используются неэффективно. Бизнесу выгоднее снимать красивое помещение на один день для проведения встреч. Так он придумал сервис Speedrent, позволяющий взять в аренду помещения для мероприятий. Сегодня его месячная выручка доходит до 5 млн рублей.
Первый бизнес — студенческую газету Gaudeamus — Олег Воробьёв создал в 1994 году. Во время учёбы на журфаке он с однокурсниками выиграл грант на издание газеты тиражом 1000 экземпляров. По условиям гранта газета должна была работать по рекламной модели. Что удастся найти рекламодателей, тогда верилось слабо: студенческая аудитория не казалась им интересной. Два года ушло на поиски тех, кто согласится, а потом редакция нашла первых рекламодателей, после появились ещё несколько. Постепенно газете удалось стать на коммерческие рельсы. Gaudeamus существует и сегодня. Правда, проект снова некоммерческий: газету закрыли, оставили только сайт, а журналисты работают там на волонтёрских началах.
«С тех пор все проекты, которые я создавал, на старте никто за бизнесы не считал. Но постепенно они становились прибыльными», — говорит Воробьёв. Параллельно с изданием газеты он начал пробовать себя в рекламном бизнесе. Занимался индор-рекламой в вузах, продвижением в интернете и проводил промоакции и праздники. Но Воробьёву хотелось выйти на новый уровень.
Вдохновляющий разговор произошёл у него с другом-бизнесменом в середине нулевых. Он хвастался, что арендовал офис в солидном здании за городом с секретарём, дворецким, камином и золотыми табличками. Причём срок аренды был всего один день. Воробьёв задумался, зачем бизнесмены снимают красивый офис постоянно, если он нужен для одной встречи в месяц. То же и с жильём: в европейских городах люди могут позволить себе квартиру или комнату только в 10 кв. м., и этого пространства им достаточно. А большая квартира нужна, по мнению предпринимателя, для вечеринок два-три раза в год.
Вернулся к этой идее предприниматель лишь 2012 году. Тогда он начал изучать рынок почасовой аренды помещений для мероприятий и не нашёл ничего подходящего. Хотя компании в этой сфере уже работали, но они подбирали помещения по телефону. Отсутствие автоматизации сказывалось на клиенте: ему называли несколько мест, потом оказывалось, что часть из них занята в нужный день, а когда он приезжал посмотреть помещение, оказывалось, что его забронировали десять минут назад. В итоге на поиск уходило несколько дней. Воробьёв со своим другом Дмитрием Кабиным, который также издавал Gaudeamus, решили создать онлайн-сервис, который быстро подбирает свободные помещения, подходящие по бюджету.
Первые шаги
На этапе разработки Speedrent стало понятно, что без инвестора не обойтись. Воробьёв обратился к своему другу Уильяму Хэкет-Джонсу. Англичанин развивает здесь переводческий бизнес. Воробьёв познакомился с ним ещё в 90-х: Хэкет-Джонс издавал журнал об английском языке. В итоге он вложил в сервис $10 000. Олег занялся коммуникациями, Дмитрий — оптимизацией расходов и снижением рисков. Разработку отдали на аутсорс.
Сложности начались во время поиска объектов недвижимости. Они традиционно сдаются в закрытом режиме: никто не афиширует расписание, наполненность и скидки. Владельцев пришлось уговаривать, и удачи случались редко: соглашался один из десяти. Speedrent работает на комиссиях: размещает недвижимость на сайте бесплатно, но берёт 15–35% с каждого заказа. Процент растёт, если владелец площадки не занимается обработкой заявок и перекладывает это на Speedrent.
Следующей задачей стало перенаправление поискового трафика на сайт. Люди, вводившие «снять помещение для вечеринки» в поисковую строку, искали ресторан, а их нужно убедить выбрать лофт. Для этого они описывали преимущества лофта: он дешевле, там гостей никто не будет ограничивать, они могут принести, что захотят. Пул клиентов тоже собирали вручную. Воробьёву пришлось привлекать своих студенческих знакомых: «У меня много знакомых кавээнщиков, они почти все на мероприятиях зарабатывают. И ещё куча народу, которая занимается праздниками. Я изучал их потребности, уговаривал пользоваться нами. Выступал на ивент-тусовках». Воробьёв говорит, что рынок к тому моменту уже был сформирован, но клиента нужно было найти и поговорить с ним на его языке.
В начале стартап взялся за b2b- и b2c-направления, причём ставку сделали на помещения для корпоративов и тренингов. Но оказалось, что с людьми работать интереснее. «Один клиент хотел арендовать площадку для своего бизнеса и долго уговаривал службу поддержки дать ему скидку, кажется, в 200 рублей, — вспоминает Воробьёв. — Через несколько дней он же выбирал помещение под вечеринку на свой день рождения и там уже не скупился — потратил 52 000 рублей».
По словам основателей проекта, пользователем сервиса может стать человек любого возраста, который давно не видел своих друзей. Для них устроить вечернику один или два раза в год — выход. При этом владельцы площадок становятся всё более терпимыми к самым неожиданным арендаторам: например, клуб нудистов. В последние полтора года необычные заявки принимают всё больше площадок.
Хотя между арендаторами и владельцами помещений не всё гладко: в апреле владелец лофта получил заказ через Speedrent и согласился на сделку без предоплаты, которая проходит через сайт. Заказчики приехали в день мероприятия, пообещав, что «скоро появится бельгийский партнёр и привезёт деньги». Владелец поверил им и уехал до конца вечеринки, а когда вернулся, на месте уже не было никого, только раскрытые настежь двери, разбитая посуда, вся мебель была вынесена. У Airbnb, который работает по похожей схеме, тоже случаются подобные истории, но сервис в таком случае выплачивает хозяевам страховку. В Speedrent страховки нет: российские страховые компании не позволяют страховать объекты всего на день.
Финансы
«Круто, что мы убрали посредников при поиске помещений для мероприятий», — говорит Воробьёв. Сейчас он утверждает, что ему сразу было понятно, что проект выживет. Хотя прибыльным он стал лишь на третий год существования — в декабре 2014-го.
С момента выхода на безубыточность и до марта 2016 года Speedrent обработал заказов на 53 млн рублей. С 2016 года месячная выручка компании доходит до 5 млн рублей.
Сегодня в базе сервиса более 500 мест в Москве и в Петербурге. Диапазон ценников широкий. Если заказ на проведение тренинга на три часа может стоить 1500 рублей, вечеринка для 100 человек может обойтись в 150 000. В результате средний чек — 10 000 рублей.
На сайт заходит около 100 000 человек в месяц. По словам Воробьёва, в основном аудитория расширяется за счёт сарафанного радио: «Чтобы почувствовать, что это круто, нужно самому один раз что-то организовать с помощью Speedrent. Каково это, уехать с вечеринки вместе с гостями, оставив горы грязной посуды и коробки из-под пиццы?»
Перспективы
На рынке аренды коммерческой недвижимости по итогам 2015 года объём предложения снизился на 20% согласно данным консалтинговой компании RRG. Годовая арендная плата за то же время снизилась на 49% по офисным помещениям. Но Воробьёв уверен, что у его компании перспективы радужные.
По его оценке, в Москве несколько тысяч лофтов, в Петербурге — около 1500, в других миллионниках — по 30–70. Основатели Speedrent видят потенциал для компании во всех российских городах с населением больше 500 000 человек. Специфика рынка в том, что в каждом городе есть свои игроки и локальные лидеры, а игроков, занимающих по 5–10% рынка, нигде нет.
Тестирование и разработка по-прежнему требуют много ресурсов, но теперь можно больше сил направить на продвижение. «Круто — снимать рекламный ролик для своего проекта. Здорово — писать блог для себя, а не по заказу», — восторженно делится Воробьёв.