Rambler's Top100
+7 (495) 981 0012
Москва, ул. Крутицкая, дом 9, стр.2
На главную Карта сайта Подписаться

Ритейл штурмует Кавказ

11.02.2016

"Лента" первой среди крупных сетевых компаний открыла гипермаркет в Чеченской Республике. Площадь объекта, который начал работу в городе Грозный, составляет 12,3 тыс. кв. м, а объем инвестиций в проект - более 800 млн рублей. При этом в регионе могут появиться и новые торговые точки сети. То, почему ритейлеры до сих пор не присутствовали в республике, и какие игроки рынка сегодня наиболее активны в регионах, обсудили наши эксперты.

Как вы оцениваете перспективность данного региона с точки зрения развития сетевого ритейла, который до сих пор был мало развит в республике?

Дина Постоленко, заместитель директора департамента торговой недвижимости Colliers International

С точки зрения развития рынка торговли Чеченская Республика остается одним из самых низкоконкурентных регионов России, как в сегменте сетевой торговли, так и в сегменте девелопмента качественной торговой недвижимости. Особенностью развития рынка ритейла в Чечне является необходимость адаптации бизнеса к существующим культурным традициям республики и особенностям потребительского поведения местного населения. Так, например, к числу сегментов торговли, на которые местные традиции оказывают наибольшее влияние, относятся продуктовый ритейл и одежда, в особенности женские коллекции. При этом свой традиционный формат в республике, на наш взгляд, могут развивать операторы магазинов DIY, товаров для дома, детских товаров, ювелирных изделий.

Татьяна Дивина, старший директор и заместитель руководителя отдела исследований Cushman &Wakefield

Специфика Северного Кавказа влияет на развитие этого рынка. Уровень доходов в регионе один из самых низких в сравнении в другими регионами России, исходя из данных официальной статистике. До недавнего времени в городе отсутствовали современные объекты недвижимости, то есть предложение качественных площадей, отвечающих требованиям федеральных и международных операторов, отсутствовало. К тому же в этом субъекте федерации отсутствует развитая инфраструктура и логистический комплекс. В 2013 году был построен первый профессиональный торговый центр "Гранд Парк".

Ольга Штода, директор по управлению компании BlackStone Keeping Company

Данный регион крайне перспективен для развития сетей федеральных ритейлеров различных форматов. Покупательская способность населения довольно высока, что обусловлено менталитетом жителей. При этом во всех семьях, как правило, много детей, поэтому спрос на детские товары, товары для дома, а также продукты остается стабильно высоким.

Максим Морозов, управляющий партнер девелоперской компании M9 Development

При выборе региона в рамках программы расширения бизнеса ритейлеры руководствуются в первую очередь фактором платежеспособности населения и наличием административных и нерыночных барьеров на рынке. И если платежеспособность населения Грозного сомнений не вызывает, то наличие возможных барьеров для выхода новых игроков вполне возможно. В данном случае существенную роль могло занимать особое место религии и культуры в регионе. К примеру, по нормам ислама запрещено употреблять в пищу отдельные виды продукции, которые пользуются широким спросом у населения на федеральном уровне. В частности, спрос на мясные продукты здесь во многом определяет их соответствие нормам доминирующей религии, то есть процент халяльных товаров должен быть достаточно высок, что влияет на стоимость товара для конечного потребителя и на расходы ритейлера на их закупку. Более того, в республике существуют ограничения на продажу алкогольной продукции, торговля которой традиционно составляет весьма весомую долю выручки сетевого ритейла.

Денис Колокольников, председатель совета директоров компании RRG

На сегодняшний день в большинстве республик Северного Кавказа сетевой ритейл развит слабо. Других крупных продуктовых операторов кроме "Ленты", по-моему, сейчас там нет. Причин для этого несколько. Во-первых, из-за военных действий, которые проходили в Чечне в 90-х и 2000-х годах многие по-прежнему считают данный регион достаточно рискованным и небезопасным. Во-вторых, процесс тормозится из-за плохо развитой логистической сети. В-третьих, формат продуктовых гипермаркетов не совсем популярен в данном регионе, поскольку исторически люди привыкли покупать свежие продукты на рынках. Так что основной спрос в открывшихся магазинах будет, скорее всего, на бакалею, напитки, "баночные" продукты и товары для дома. Тем не менее, за счет слабого развития сетевого ритейла и, как следствие, минимальной конкуренции, данный регион достаточно перспективен.

В каких регионах страны сетевой федеральный ритейл всё ещё наименее развит?

Дина Постоленко

Помимо Чеченской Республики и Северо-Кавказского федерального округа в целом, низкое проникновение сетевого ритейла наблюдается, например, в Дальневосточном регионе. Сдерживающим фактором в экспансии сетей на Дальнем Востоке является географическая удаленность региона и связанные с ней трудности в логистике. Особенно актуальной данная проблема является для продовольственных сетей, а также общепита, который осваивает регион преимущественно через франчайзинг. Наиболее же перспективными регионами для развития ритейлера остается Центральный федеральный округ, Сибирь и Юг России, в особенности туристические зоны.

Татьяна Дивина

Одним из немногих регионов, ещё не в полной мере охваченных сетевым ритейлом, является Дальний Восток. Несмотря на потенциальный интерес, основное ограничение для развития сетевых торговых операторов состоит в выстраивании новых логистических маршрутов для доставки товаров, наиболее критичным этот фактор является для операторов продуктового ритейла.

Ольга Штода

Помимо Чеченской Республики, на сегодняшний день активно развиваются такие регионы, как Краснодарский край, чья емкость рынка по итогам 2015 года составила 160 млрд рублей. Также перспективными можно назвать республики Татарстан и Башкортостан, емкость рынка которых оценивается в 115 млрд и 106 млрд рублей соответственно

Максим морозов

Что касается наиболее перспективных направлений для экспансии, то на сегодняшний день сетевой продуктовый ритейл представлен повсеместно как федеральными, так и региональными игроками, рынок давно поделен и свободные ниши на нем являются большой редкостью. Сейчас в большинстве случаев ритейл идет в небольшие населенные пункты, где конкуренция пока не столь высока.

Денис Колокольников

Сетевой федеральный ритейл наименее развит в некоторых регионах Сибири, на Дальнем Востоке, а также в ряде республик Северного Кавказа. Соответственно, данные регионы, сегодня и являются наиболее привлекательными для многих крупных игроков.

Какие сетевые ритейлеры сейчас наиболее активно проводят региональную экспансию?

Дина Постоленко

В 2015 году в России сохранилась тенденция активного развития сетевых операторов продовольственного ритейла. Кроме того, хорошие темпы развития на фоне общего сокращения планов ритейлеров по экспансии показал сегмент детских товаров (например, "Детский мир" в 2015 году открыл 103 новых магазина).

Татьяна Дивина

Наиболее активны в региональной экспансии продуктовые сети эконом-класса: "Пятёрочка", "Магнит", "Дикси". Они заявляют о планах по новым открытиям в этом году.

Ольга Штода

В условиях нестабильной экономической ситуации каждый ритейлер избирает индивидуальную стратегию развития. Некоторые, такие как сеть "О`кей", приняли решение концентрировать свои силы в Москве и Санкт-Петербурге, сократив региональную экспансию. Активное развитие в регионах демонстрируют сети эконом-класса, развивая свою сеть магазинами формата "супермаркет", такие как "Магнит" и "Пятерочка".

Максим морозов

Затрудняюсь ответить.

Денис Колокольников

Наиболее активную экспансию в регионы проводят крупные продуктовые и fashion-ритейлеры, такие как "Дикси", "Лента", X5 Retail Group, "Магнит", O'stin, Oodji, а также сеть магазинов Fix Price. При этом продуктовые сети развиваются в основном в районах центральной России и западной Сибири. В первую очередь - это связано с логистикой. Доставлять некоторые продукты, привезенные из западных стран или южных регионов России на Дальний Восток не всегда целесообразно. Во-первых, это займет немало времени, во-вторых, в дороге большая часть товаров может испортиться. Из-за сложной логистики на Дальнем Востоке также практически нет крупных федеральных сетей, которые занимаются поставкой стройматериалов и других тяжелых грузов.


Arendator.ru от 11.02.2016 г.,

http://www.arendator.ru/articles/146024-ritejl_shturmuet_kavkaz/

RRG, Россия, Москва,
ул. Крутицкая, дом 9, стр.2
Телефон +7 (495) 981 0012


© RRG 2020.
Перепечатка материалов сайта
только с письменного разрешения.
Пользовательское соглашение об обработке персональных данных
На главную Карта сайта
О компании Новости Услуги Технологии Предложения Аналитика Клиенты Контакты