Rambler's Top100
+7 (495) 981 0012
Москва, ул. Ленинская слобода,
д. 19, стр. 1, офис 319
На главную Карта сайта Подписаться

Непреступная крепость

10.02.2016

Рынок розничной торговли в России переживает трудные времена, и многим ритейлерам, не сумевшим приспособиться к новым экономическим реалиям, приходится выходить из игры. За минувшие два года страну покинули десятки компаний, однако сегмент торговли алкоголем, напротив, демонстрирует рост. Новые алкомаркеты появляются по всей стране как грибы после дождя, а между тем государство все больше закручивает гайки, усложняя жизнь такому бизнесу. Наступивший год несет рынку немало неприятных перемен.

Разбогатели на градусах

В России алкоголь давно занимает немалую долю в обороте розничной торговли. В 2014 году на продажу спиртных напитков пришлись 7,3% всех денежных средств россиян, потраченных на покупку как продовольственных, так и непродовольственных товаров. Для сравнения: на хлеб и хлебобулочные изделия тратятся 2,2% всех денег.

На начало 2015 года общие товарные запасы организаций розничной торговли составляли 1,13 трлн рублей. Из них 1,8% составила доля алкогольных изделий. Недаром наша страна уже давно входит в число лидеров по уровню потребления алкоголя. В 2014 году, согласно результатам исследования Всемирной организации здравоохранения, Россия заняла четвертое место (15,8 л на душу населения), причем с 2010 года этот показатель вырос.

В последнее время отечественный рынок алкомаркетов переживает бурное развитие. За последние два года в России появились несколько крупных игроков как регионального, так и федерального масштаба. Некоторые алкоритейлеры увеличили число своих магазинов вдвое, поэтому не удивительно, что в 2015 годусеть"Красное и Белое" вошла в ТОП-10 продуктовых розничных компаний в стране. Выручкасети, по оценкам "Infoline-аналитики", выросла примерно на 80%, до 84,6 млрд рублей (без НДС). Годом ранее этот показатель находился на уровне 62%.

Впечатляющий рост по итогам прошлого года продемонстрировал еще один представитель данного рынка - "Бристоль". Представителисетизаявляли, не раскрывая показатели, что выручка компании увеличилась более чем в два раза. Некоторые эксперты считают, что речь может идти о 15 млрд рублей и выше.

Такой рост сетям алкомаркетов во многом обеспечила масштабная экспансия. Так, в конце 2014 года под брендом "Красное и Белое" работали чуть более 1,7 тыс. магазинов, сейчассетьнасчитывает свыше 2,6 тыс. точек. Рост "Бристоля" не менее внушителен: с 1,1 тыс. алкомаркетов в 2014 году до 2 тыс. с лишним - год спустя. Кроме того, продолжают активное развитие магазины "Ароматный мир" и "Норман".

Эксперты считают, что подобныесетисмогли увеличить свою выручку в том и числе и за счет расширения ассортиментной матрицы: часто такие магазины предлагают не только алкоголь, но и сопутствующие товары или продукты. "Алкомаркеты могут реализовывать товар по более низким ценам за счет того, что площадь их торговых точек существенно меньше, чем в традиционных супермаркетах, а маржинальность алкоголя значительно выше, чем многих других продуктов", - рассказали в компании RRG.

К слову, из-за кризиса линейка спиртных напитков в алкомаркетах претерпела серьезные изменения. По оценкам аналитиков, сейчас доля импорта в пивной продукции снизилась примерно до 3%, в водочной - до 2%. А вот с вином другая картина - на долю импорта приходятся порядка 50% напитков. В целом же все зависит от конкретнойсети: в "Красное и Белое" доля российской продукции составляет более 80%, в "Ароматном мире" - примерно 50% на 50%, а в Grand Cru - не более 25%.

Некоторые аналитики, например,Тимур Нигматуллиниз группы компаний "Финам", отмечают, что в условиях сложной экономической конъюнктуры и усиления конкуренции одной из наиболее эффективных стратегий развития является активное сегментирование рынка. За счет реализации подобной стратегии можно найти нишу с относительно низкой конкуренцией и сравнительно высокой нормой прибыли. "Развитие алкомаркетов удовлетворяет этой стратегии. Они имеют шаговую доступность и широкий ассортимент", - заявил Нигматуллин.

Впрочем, игроки рынка добавляют: далеко не все алкомаркеты могут похвастаться ценовым конкурентным преимуществом, что является ключевым фактором для большинства покупателей алкоголя. Исключение составляют лишь отдельныесети, вроде уже упомянутых "Красное и Белое" и "Бристоль", в основном же специализированные магазины работают в формате "средний" и выше, что не лучшим образом влияет на их продажи в кризис, так как люди вынуждены экономить.

Алкомаркеты вливаются в ритейл

Алкомаркеты охотно занимают вакантные помещения, становясь одним из драйверов спросаstreet retailв регионах. Согласно результатам исследования Steit Development, в 2015 году такие бренды, как "Норман", "Ароматный мир", "РосАл" и "Градусы", активно наращивали свое присутствие вСанкт-Петербурге. Много заявок на помещения для открытия точек поступило и от новых для города сетей "Штопор", "Виньон", "Спиртной", "Выпь" и "0,5".

Операторов торговли спиртными напитками условно можно разделить на два типа: "бутики" и "склады". Первые делают упор на широкий ассортимент и профессионализм продавцов. В таком магазине покупатель может получить консультацию и выбрать какой-то особый продукт. "Бутики обычно располагаются на основных торговых коридорах в центре и в спальных массивах. Площадь помещений варьируется от 50 до 200 кв. м. "Этот формат широко представлен на рынке. Сейчас алкогольные бутики переживают не самое лучшее время, но магазины не закрываются", - констатирует партнер Rusland SPРоман Евстратов.

Ко второму типу можно отнести магазины мелкооптовой торговли, конкурентным преимуществом которых являются цены и возможность закупать товар упаковками. Основной ассортимент в таких точках составляют пиво, слабоалкогольные напитки, вода и соки.  Алкомаркеты такого типа предпочитают размещаться вблизи центров притяжения покупателей - рядом с торговыми центрами, гипермаркетами, либо внутри спальных районов. Площадь помещения варьируется от 300 до 1 тыс. кв. м. По мнению Евстратова, данный формат пока не распространен в России, однако сейчас сложились все предпосылки для его развития: возможность сэкономить, покупая, например, пиво упаковками, привлечет покупателя, а появившееся предложение подходящих помещений позволит сетям расти достаточно быстро.

Здесь стоит напомнить, что, согласно российскому законодательству, алкомаркеты обязаны размещаться в стационарных помещениях площадью не менее 50 кв. м (в селах - не менее 25 кв. м), находящихся в собственности или в аренде минимум на 12 месяцев. Обязательным условием является обязательство иметь лицензию на продажу алкогольной продукции.

Кроме того, алкомаркеты не могут работать рядом с поликлиниками, школами, детскими садами, стоматологией, фитнес-центром, детскими центрами, библиотеками и так далее, а компания, планирующая торговать алкоголем, должна иметь в Москве уставной капитал не менее 1 млн рублей, в Московской области - 0,5 млн рублей, напоминаетАнтон Белых, гендиректор DNA Realty.

Впрочем, ритейлеры крайне редко вступают в конфликт с законодательством, поскольку локации, привлекательные для сетевых алкомагазинов, чаще всего и так располагаются вдали от образовательных и медицинских учреждений. И все же при подборе подходящих помещений, действительно, могут возникнуть некоторые трудности, особенно, если речь идет об открытии торговой точки внутри спального микрорайона. "В целом по московскому рынку порядка четверти площадок, подходящих для размещения супермаркетов и продуктовых магазинов, создателям алкомаркетов придется отмести именно из-за наличия рядом школ, детсадов, больниц и так далее", - поделился мнением собственник ГК "Экоофис"Андрей Ковалев.

Если говорить об арендных ставках для алкогольных магазинов, то в столичном регионе они являются достаточно приемлемыми, составляя в среднем 3-9 тыс. рублей за 1 кв. м в месяц (в ЦАО - 5-11 тыс. рублей, в спальных районах не у метро - от 1,5 до 4 тыс. рублей, в Подмосковье - от 0,7 до 3,5 тыс. рублей). При этом сетевые алкомаркеты могут не только выбирать лучшие площади, но и получить скидку на аренду.

Рынок входит в штопор

Алкогольный рынок в России постоянно находится под давлением государства, которое год от года ужесточает законы в этой сфере. Безусловно, проблема алкоголизма в нашей стране является насущной уже не один десяток лет, и, как заявлял Дмитрий Медведев, премьер-министр РФ, - россияне "пьют больше, чем в 90-е годы, хотя это были трудные времена". Однако необходимо признать, что для борьбы с пьянством нужно бороться не только и, может быть, не столько с легальным алкогольным бизнесом, сколько с "серым" рынком спиртных напитков.

За последние десять лет был принят целый рядзаконов, сильно усложнивших жизнь алкогольному рынку. Власти страны уже запретили рекламу такой продукции в СМИ и ограничили продажу горячительных напитков по всей России. Наступивший, 2016 год, рискует стать особенно сложным для алкогольного бизнеса.

В конце января стало известно о намерении правительства ввести монополию на продажу спирта. Как отметил вице-премьер Александр Хлопонин, вопрос о монополизации будет прорабатываться совместно с федеральным министерством финансов. За месяц до этого в Совете Федерации обсуждалось введение госмонополии на производство и продажу спиртных напитков с национализацией находящихся сейчас в частных руках предприятий отрасли. По мнению сенаторов, это облегчило бы борьбу с отравлениями суррогатным алкоголем и существенно увеличило бы поступления в бюджет.

В начале года государственный "Росспиртпром" купил у бизнесмена Валерия Яковлева восемьзаводов, производящих спирт, став крупнейшим игроком на этом рынке в России. Стоимость сделки не называется, однако известно, что предприятию пришлось взять кредит в "Мособлбанке" на сумму в 4,5 млрд рублей, а в 2014 году некоторые эксперты оценивали данные активы в 8-11 млрд рублей.

Мнения о том, как отразится на российском алкогольном рынке введение монополии, разделились. Одни опасаются, что оборотной стороны этой инициативы может стать резкое удорожание крепких спиртных напитков, хотя бы под предлогом борьбы с контрафактом. Другие же вообще не берутся прогнозировать ситуацию на рынке, объясняя это тем, что государство никогда не было эффективным собственником.

Стоит напомнить, что идея отдать алкогольную сферу на откуп государству не нова. В России исключительное право производить и продавать спирт за государством закрепляли как минимум пять раз - аж с XV века и до распада СССР. Ввести монополию в шестой раз президенту России Борису Ельцину в 1993 году помешали лоббисты, фактически заблокировавшие действие президентского указа.

Получится ли бизнесу остаться "в игре" и на этот раз пока не ясно. "В любом случае, если решение о введении монополии и будет принято, то не в ближайшем будущем", - оптимистиченВладимир Мухин, специалист в области построения и оптимизации бизнес-процессов компании System Sales.

Но если эта инициатива властей еще только обсуждается, то вот введение учета рынка спиртосодержащих напитков - уже свершившийся факт. С 1 января 2016 года все торговые точки (за исключение сельских, где нет возможности подключения ксетиИнтернет), занимающиеся продажей алкогольной продукции, обязаны подавать сведения об объемах поступившего и реализованного алкоголя в ЕГАИС (Единую государственную автоматизированную информационную систему).

Правительство обозначило целью создания такой системы контроль за алкогольным рынком в стране и борьбу с контрафактом. Рестораторы и ритейлеры приняли нововведения в штыки, опасаясь перебоев с поставками горячительных напитков. И действительно, с начала года, когда подключение к ЕГАИС стало обязательным для оптовиков, в работе системы обнаружилась масса недостатков, а предприниматели стали жаловаться на простои автотранспорта на приемке, порчу продукции из-за морозов в ряде регионов страны и масштабные возвраты продукции, вызванные сбоями и "тормозами" системы. В итоге бухгалтерам приходится вести двойной учет, чтобы бизнес мог хоть как-то функционировать.

Между тем, второй этап внедрения ЕГАИС, когда магазинам потребуется регистрация акта продажи каждой бутылки алкоголя, скорее всего больно ударит по карману многих ритейлеров. По оценкам экспертов, затраты на обновление или покупку POS-системы (рабочее место кассира со сканером штрих-кода, фискальным регистратором и прочим) и необходимых программ, а также обучение персонала составят в среднем в 150 тыс. рублей на одну торговую точку.

Тем не менее, не все эксперты согласны, что переход на ЕГАИС негативно отразится на алкомаркетах и индустрии в целом. "Нужно учесть, что продажа спиртной продукции по-прежнему является одним из самых самым рентабельных видов торговли. Возможно, будет продолжаться тенденция к укрупнению торговых точек, реализующих алкоголь, но, по большему счету, данная система не приносит большого урона алкогольному рынку", - рассуждаетюрист, основатель сервиса "Найдем Адвоката"Чермен Дзотов.  

Стоит сказать, что власти уже второй раз пытаются внедрить ЕГАИС в России. В первый раз, в 2006 году, введение "сырой" системы, имеющей массу недоработок, на уровне производителей алкоголя фактически парализовало торговлю, и уже месяц спустя в докладе премьеру Михаилу Фрадкову признали, что ЕГАИС, по сути, не работает. В результате, согласно оценкам Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя, ущерб, нанесенный участникам рынка в 2006 году, составил 2,5 млрд долларов. Так что, опасения ритейлеров вполне понятны. Сделали ли создатели системы выводы из фиаско десятилетней давности и смогли ли исправить свои ошибки, станет известно уже совсем скоро.

Илья Китов, 

Arendator.ru от 10.02.2016 г.,

http://www.arendator.ru/articles/145905-neprestupnaya_krepost/


RRG, Россия, Москва,
ул. Ленинская слобода,
д. 19, стр. 1,
БЦ Омега Плаза, офис 319
Телефон +7 (495) 981 0012


© RRG 2024.
Перепечатка материалов сайта
только с письменного разрешения.
Пользовательское соглашение об обработке персональных данных
На главную Карта сайта
О компании Новости Услуги Технологии Предложения Аналитика Клиенты Контакты