Rambler's Top100
+7 (495) 981 0012
Москва, ул. Крутицкая, дом 9, стр.2
На главную Карта сайта Подписаться

Двойной удар

08.12.2015

Буквально с первых часов после сообщения о российском самолете, сбитом турецкими военными, стало понятно, что дружбе между странами пришел конец. Сразу после трагедии власти России во главе с президентом Владимиром Путиным показали, что будут по-максимуму перекрывать кислород недавнему партнеру. Охлаждение отношений между Анкарой и Москвой грозит затронуть все отрасли отечественной экономики, и в первую очередь строительную. Впрочем, мнения экспертов по поводу того, насколько сильно ветер перемен "перетряхнет" рынок, разделились.

Турков отправили в "черный список"

Пока санкции выразились только в отмене безвизового режима между Россией и Турцией, ограничении на наем турецких работников, квоты для которых существенно снизят, и обязательстве турецких стройкомпаний получать разрешение федеральных властей на работу на территории страны. Однако многие отечественные фирмы решили сыграть на опережение и, не дожидаясь директивы сверху, стали массово отказываться от турецких подрядчиков.

Федеральные чиновники поспешили заявить, что уход таких игроков не ударит по строительному рынку страны. К примеру, министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень заверил, что российские фирмы имеют нужные компетенции. Такое же мнение озвучили и в московской мэрии, отметив, что, хотя отказ от турецких застройщиков может вызвать задержки в строительстве отдельных объектов, в целом это не повлияет на столичный строительный рынок.

Ряд экспертов считают, что оптимизм властей едва ли отражает реальное положение дел. Согласно данным турецкого издания Т24, общий оборот 2 тыс. застройщиков этой страны за границей превышает 60 млрд долларов, из которых на российский рынок приходится почти 10%. По некоторым подсчетам, турецкие подрядчики заняты примерно на 70% московских строек. В числе основных названы такие компании, как Enka, Renaissance Construction, Ant Yapi и другие. В случае, если они прекратят свою работу в России, то заменить их в полном объеме будет некем, опасаются специалисты в области строительства.

В связи с этим было бы интересно узнать мнение самих турецких застройщиков, однако все компании, опрошенные порталом "Арендатор.ру" (Renaissance Construction, Enka, ESTA Construction, Mebe), категорически отказались от комментариев.

Как бы то ни было, в свете последних событий будущее многих крупных девелоперских проектов в России стало туманным. Турецкие компании строят десятки знаковых объектов коммерческой недвижимости в самых разных городах страны. Скажем, Renaissance Construction участвовала в строительстве башни "Федерации" в комплексе "Москва-Сити" и продолжает строительство на этой площадке новых небоскребов. Также на ее счету строительство таких крупных торгово-развлекательных центров, как "Галерея" вСанкт-Петербурге, "Авиапарк" и Columbus в Москве и многие другие.

Enka тоже работала в "Москва-Сити", а еще строила гипермаркеты шведского ритейлера IKEA вСанкт-ПетербургеиКазани, заводы Toyota и General Motors вСанкт-Петербурге. Недавно застройщик объявил о планах реализовать свой первый проект на рынке жилой недвижимости - свыше 630 тыс. кв. м жилья в московском районе Нижегородский. Наконец, компания ESTA Construction занимается строительством футбольного стадиона вКраснодаре, "Москвы-Сити", реконструирует аэропорт "Храброво" вКалининграде, строит гипермаркет "Магнит" в Гуково-2,жилой комплекс"Сердце столицы" иторговый центр"Метрополис" в Москве.

По заверениям властей, санкции не должны коснуться контрактов, заключенных до 31 декабря 2015 года. Однако девелоперы все равно опасаются возможных трудностей, в частности, проблем с финансированием проектов из-за отказов банков выдавать кредиты. "Турецкие компании имеют хорошую поддержку от своего правительства, которое кредитует их на выгодных условиях. И лишившись данной привилегии, не все смогут продолжать деятельность на российском рынке", - прогнозирует партнер ГК Rusland SPДмитрий Плавник.

Чтобы избежать проблем, турецкие компании могут перерегистрироваться и продолжить работу в России, например, в качестве азербайджанских. Некоторые компании из Турции уже давно работают на нашем рынке, но не воспринимаются как варяги. В числе таких примеров можно привести "Строй Девелопмент" - подразделение российско-турецкого холдинга PortalGroup, реализующее в России ряд крупных проектов при поддержке Фонда "РЖС".

Можно отметить и обратную ситуацию: та же Esta Construction была основана на территории России и считается российской, а Renaissance Construction работает через местную "дочку", "Ренейссанс констракшн".

Не оставили одежды

Присутствие турецких компаний на российском рынке не ограничивается строительными компаниями. Не стоит забывать и о том, что в России работают немало торговых сетей с берегов Босфора, и, если запрет на их деятельность вступит в силу, fashion-рынок недосчитается целого ряда международных брендов.

К примеру, развитием американских сетей Gap и Banana Republic в России занимается турецкий Fiba Holding, он же управляетсетьюMarks & Spencer. Бренды Colin's и чуть менее 100 магазинов Mexx принадлежат Eroglu,сетьlC Waikiki имеет в нашей стране 11 одноименных магазинов, а ведь еще есть Koton, ADL (Adilisik) и DeFacto, совсем недавно дебютировавший на российском рынке, открыв первые три магазина.

Разлад в отношениях Анкары и Москвы непременно ударит по ним, прогнозируют аналитики. "Что касается турецкой продукции - одежды и прочей - конечно, мы можем от нее отказаться, но для потребителя введение запрета на ввоз изделий из Турции обернется ростом цен на товары", - предупредилЮрий Тараненко, директор департамента коммерческой недвижимости компании RRG.

Необходимо напомнить, что Турция давно присутствует на нашем рынке еще и как крупный экспортер одежды. По подсчетам Федеральной таможенной службы, в 2014 году Турция ввезла в Россию одежду, ткани и пряжу на общую сумму свыше 862 млн долларов. Еще 79,5 млн долларов пришлись на турецкую обувь, около 71,4 млн - кожу, мех и изделия из них.

По информации Союзлегпрома, с января по сентябрь 2015 года из Турции в Российскую Федерацию было завезено огромное количество текстильных изделий и тканей - более чем на 500 млн долларов. Импорт турецкой обуви составил почти 50 млн долларов.

Любопытно, что буквально на днях федеральный Роспотребнадзор рапортовал о претензиях к изделиям легкой промышленности из Турции, в том числе одежде, текстилю, мебели и чистящим средствам. В сообщении надзорного ведомства было сказано об отнесении такой продукции в группе высокого риска.

Турецкий импорт на границе уже начали проверять по особым, жестким правилам, а Крым сразу же заявил о полном закрытии въезда на территорию полуострова товаров из Турции. Кроме того, прекращается и паромное сообщение с этой страной через Черное море.

Наконец, некоторые российские ритейлеры, к примеру, Zenden, объявили о разрыве всех отношений с производителями Турции. Вполне вероятно, что число таких случаев в ближайшее время будет только расти.

Илья Андреев, вице-президент NAI Becar, прогнозируют, что после введения запрета на ввоз определенных товаров они либо совсем исчезнут с рынка, либо будут ввозиться через другие страны, что приведет к их удорожанию. Действительно, отказ от такого крупного игрока, как Турция, весьма болезненно скажется и на обычных гражданах, а найти ей замену если и удастся, то далеко не сразу.

К слову, в конце ноября Турция и Китай совместно с Казахстаном, Азербайджаном и Грузией учредили консорциум по транспортировке грузов из Китая в Европу в обход России. Договоренность была достигнута в ходе презентации возможностей Транскаспийского транспортного маршрута Китай-Турция-Европа.

Желание стать учредителями консорциума выразили китайская Mishgeng Logistics, "КТЖ экспресс" (транспортное предприятие, входящее в состав "Казахстанской железной дороги"), "Азербайджанское Каспийское морское пароходство", азербайджанская "Караван логистикс" и дочерняя структура "Грузинской железной дороги" - Trans Caucasus Terminals. Турция представлена в консорциуме в качестве ассоциированного члена.

В 2016 году в рамках данного проекта через территорию Грузии планируется транспортировать первые несколько тысяч контейнеров из Китая в направлении Турции и Европы. Стороны также планируют начать в следующем году перевозку грузов через Украину в Северную и Восточную Европу.

Первые потери

Пока федеральные власти не заявляли о запрете на работу в нашей стране строительных и торговых компаний из Турции. На сегодняшний день все еще нет перечня услуг, оказание которых на территории России компаниями, находящимися под юрисдикцией Турции, объявят вне закона. Однако премьер-министр Дмитрий Медведев уже успел заметить, что ограничительные меры будут бессрочными, а временные рамки будут зависеть от развития отношений и международной ситуации.

В любом случае становится понятно, что потери будут нести обе страны, в том числе простые граждане. По предварительным оценкам, турецкая экономика потеряет от санкций, введенных Россией, около 9 млрд долларов, заявил в интервью турецкому телеканалу NTV вице-премьерМехмет Шимшек.

Чиновник уточнил, что речь идет о потерях экономики в случае развития событий по худшему сценарию. Шимшек также добавил, что Турция по-прежнему надеется, что напряженность конфликта удастся снизить.

В свою очередь ЦБ РФ прогнозирует, что в 2015-2016 годах из-за запрета на импорт некоторых турецких продуктов потребительские цены в России вырастут на 0,4 процентных пункта. Речь будет идти о разовом ценовом шоке и связанный с этим рост цен не повысит инфляцию в среднесрочной перспективе, если не ухудшатся инфляционные ожидания, отметил регулятор.

Центробанк также предупредил, что предпосылки для роста цен может создать усиление таможенного контроля за импортом из Турции по всей товарной номенклатуре.

И все же эксперты уверены, что турецкие застройщики будут стремиться остаться в России, так как наш рынок очень привлекателен для них. "Вероятно, все компании, здесь присутствующие, останутся и будут стремиться продолжить свою деятельность в прежних объемах, - оптимистиченЮрий Тараненко. - Можно ожидать, что сами турецкие бизнесмены, работающие в России, будут стараться как-то повлиять на ситуацию изнутри, то есть в Турции, с тем, чтобы сгладить противоречия между двумя странами".

По мнению директора отдела стратегического анализа и планирования CBREОлеси Дзюбы, даже если турки решат уйти с российского рынка, этот процесс будет длительным, к тому же компании сохранят за собой все активы. "Учитывая состояние экономики и рынка, собственникам активов будет сложно их реализовать. Строительные компании в любом случае не могут бросить стройку, не закончив ее, а крупные собственники зачастую действуют через местные "дочки"", - резюмирует специалист.

Илья Китов,

Arendator.ru от 8.12.2015 г.,

http://www.arendator.ru/articles/144635-dvojnoj_udar/

RRG, Россия, Москва,
ул. Крутицкая, дом 9, стр.2
Телефон +7 (495) 981 0012


© RRG 2020.
Перепечатка материалов сайта
только с письменного разрешения.
Пользовательское соглашение об обработке персональных данных
На главную Карта сайта
О компании Новости Услуги Технологии Предложения Аналитика Клиенты Контакты