Объемы ввода новых площадей — как жилых, так и коммерческих — постепенно снижаются. При этом абсолютное большинство проектов заложено еще в «прекрасном прошлом», в период, когда деловая активность и платежеспособность населения были весьма высоки. Сегодня же игроки рынка не торопятся входить в новые проекты, ожидая более благоприятной «погоды». Конечно, главное условие – это экономический рост. Однако, в ближайшей перспективе это главное условие можно отнести к разряду утопических. Что же нужно девелоперам для того, чтобы взяться за новые проекты прямо сейчас, в существующих экономических реалиях?
Денис Колокольников, председатель совета директоров компании RRG:
Во-первых, нужно отметить, что, несмотря на сложность сложившейся экономической ситуации, сегодня по-прежнему есть так называемые «белые пятна» — локации, недообеспеченные объектами коммерческой недвижимости — торговыми центрами, офисами и прочими. Есть и концепции, которые востребованы. Таким образом, у инвесторов остается некоторый простор для осуществления своей деятельности: при грамотном подходе объект может быть успешным. Правда, «запас прочности» у проектов небольшой, поэтому сегодня, как никогда раньше, важны расчеты: при выборе участка под строительство, разработки концепции, проектировании, формировании пула арендаторов и так далее.
Важным условием успешности проекта является возможность оптимизировать затраты на его реализацию — в моде экономичный и эффективный подход, а не мода ради моды. Так, к примеру, во многих случаях недорогой должна быть архитектура, ценится и наличие места под организацию наземного паркинга — строительство подземного сильно увеличивает стоимость проекта.
В выгодном положении — девелоперы проектов built-to-suit, имеющие конкретного заказчика, конечного арендатора или покупателя, что гарантирует объекту востребованность.
Еще одно условие, которое может стимулировать инвестора — наличие партнера. Это может быть собственник осваиваемого участка, который получает долю в проекте (вместо денег за землю), или, к примеру, будущий арендатор, частично финансирующий проект. В последнем случае выгода двойная: во-первых, снижается финансовая нагрузка на инвестора, во-вторых —непосредственное участие арендатора в проекте означает, что он никуда не сбежит.