Сегодняшнее состояние московского рынка коммерческой недвижимости характеризуется переизбытком предложений, максимумом вакантных площадей и минимумом введенных за квартал торговых центров. Но среди всей негативной статистики есть положительный момент.
На статистику столичного рынка коммерческой недвижимости в последнее время просто больно смотреть. Все будто соревнуются, у кого данные негативнее, а позитивные новости приходится искать почти с лупой.
Сначала все-таки доля честного пессимизма. Компания RRG подсчитала, что этой осенью в продаже в Москве находится 5291 объект. Это абсолютный рекорд последних 10 лет. Благодаря низкой покупательской активности и резко возросшим срокам экспонирования, число выставленных на продажу лотов за 9 месяцев 2015 года выросло уже на 6% больше, чем за весь 2014 год.
Площадь торговых центров, введенных в строй в столичном регионе в III квартале этого года, в 9 раз меньше, чем в том же III квартале 2014-го. Такое сокращение, конечно, рано или поздно даст результаты, но пока уровень вакантных площадей в сегменте находится на историческом максимуме, утверждают в компании NAI Becar. По оценкам компании JLL, 70% брендов, вышедших на рынок в последние 12 месяцев, открыли всего по одной торговой точке, да и то небольшого размера.
Офисный сегмент тоже не в шоколаде. По статистике компании Knight Frank, уровень вакантных площадей здесь все на том же историческом максимуме: 25,5% в А-классе и около 17% — в классе B. Это в полтора раза больше, чем в кризис 2008-2009 годов.
Плавно переходим хоть к чему-то положительному. По данным компании CBRE, третий квартал подряд растут объемы инвестиций в коммерческую недвижимость России, хотя они все равно меньше, чем в прошлом году. Москву отдельно может радовать тот факт, что ей достается практически все. По статистике вложения в регионы — это менее 1,5% от общего объема инвестиций в коммерческую недвижимость России.
Валерия Мозганова,
Kommersant.ru от 02.11.2015 г.,
http://www.bfm.ru/news/306882