Суммарная площадь объектов коммерческой недвижимости, выставленных на продажу в Москве в период с января 2006 по ноябрь 2015 года, составила почти 39 миллионов квадратных метров, говорится в аналитических материалах компании RRG.
«Общий объем коммерческих помещений, за 10 лет предложенных покупателям в столице, к настоящему времени достиг 39 миллионов «квадратов», — комментирует Денис Колокольников, председатель совета директоров компании RRG. — Образно говоря, если собрать все эти метры воедино в горизонтальной плоскости, получится примерно два города Одинцово, 142 Московских Кремля или одна Рязань».
По данным RRG, всего в период с 2006 по ноябрь 2015 года на продажу был выставлен 18 761 объект коммерческой недвижимости. Максимальный объем помещений (по общей площади объектов) экспонировался в офисном сегменте: 21,14 миллиона квадратных метров (8 733 объектов). «Если уж мы увлеклись сравнениями, то это примерно десять княжеств Монако», — отмечает Колокольников.
На втором месте по объемам предложения — производственно-складская недвижимость (7,6 миллиона квадратных метров) — этим объемом площадей можно выложить весь парк Сокольники и ЦПКиО имени Горького.
Наконец, в сегменте торговой недвижимости покупателям за 10-летний период предложено 6,1 миллиона «квадратов», в сегменте помещений свободного назначения — 4,18 миллиона квадратных метров. «Площадями, выставленными на продажу в этих двух сегментах, можно покрыть Гибралтар, и еще останется на два Монако», — шутит Денис Колокольников.
Общая стоимость всех помещений, предложенных покупателям в Москве за 10 лет, достигла примерно 174,5 миллиарда долларов, свидетельствуют материалы RRG. Средневзвешенная стоимость квадратного метра коммерческой недвижимости в рассматриваемый период составила 4 479 долларов за квадратный метр.
В целом, утверждает Денис Колокольников, несмотря на то, что кризис — явно негативное явление, он дал многим инвесторам — и особенно крупным — отличные возможности приобретения качественных объектов коммерческой недвижимости в столице: «Сегодня те, кто располагает нужным объемом средств, могут купить то, что раньше стоило слишком дорого, либо не продавалось вообще…».
Говорить о полной стагнации рынка сейчас не приходится, подчеркивает эксперт: «Спрос на все виды коммерческой недвижимости в 2015 году существенно снизился, но на рынке остаются «охотники», то есть инвесторы, пытающиеся извлечь выгоду из нынешней явно неблагоприятной экономической ситуации. Они активно ищут объекты, по тем или иным причинам выставленные на продажу с существенным дисконтом, возможностью увеличения стоимости, и с удовольствием их приобретают».