Кризис внес существенные коррективы во взаимоотношения собственников и арендаторов торговых центров: «мяч» оказался на стороне последних. Именно ритейлеры сегодня диктуют параметры сделок, с особой тщательностью выбирая и торговый комплекс, и само помещение в нем. И сам подход арендаторов к выбору существенно изменился. Эксперты выделили пять основных отличий в требованиях «докризисного» и «кризисного» арендатора.
Общая политика
Сегодня все требования, которые предъявляют арендаторы к торговым площадям так или иначе «привязаны» к конечной прибыли, утверждает собственник ГК «ЭКООФИС»Андрей Ковалев. Раньше, по его словам, были не редки случаи, когда ритейлер открывал магазин в ТЦ только потому, что там уже арендовали площадь его конкуренты. При этом решающей была маркетинговая составляющая: прибыль сеть получала за счет других магазинов. Теперь маркетинговый подход ушел в прошлое.
Если раньше речь шла о захвате неосвоенных географических направлений, новых территорий, открытии магазинов в пику конкурентам, поддержании имиджа, то сегодня ритейлеры считают деньги — магазин должен просто приносить доход. Председатель совета директоров компании RRG Денис Колокольников считает, что денежный фактор вышел на первое место. Все торговые точки открываются исключительно для того, чтобы заработать, поэтому убыточные часто закрывают. В целом же маржинальность бизнеса упала в силу снижения потребительских расходов и роста себестоимости.
На первом месте – посещаемость
Сегодня мало кто требует, чтобы в торговом центре присутствовали только брендовые магазины, тогда как раньше это было одно из непременных условий для многих ритейлеров. Таким образом, по словам Андрея Ковалева, для арендаторов не имеет решающего значения престижность присутствия в том или ином ТЦ и даже современность и «концептуальность» этого ТЦ. Главное, чтобы оборот, получаемый в данном магазине, был достаточно эффективным. Например, в нашем ТЦ «Подсолнухи», который можно отнести к неформатным, уровень вакантных площадей составляет не более 3%. Дело в том, что расположение у метро «Улица Подбельского» - то есть в спальном районе и рядом со станцией метро - обеспечивает большой покупательский трафик.
Потенциальные арендаторы сегодня в обязательном порядке запрашивают данные о посещаемости, текущей или прогнозируемой, уверен Денис Колокольников. Однако прогнозируемая посещаемость должна быть обоснована, что делается с помощью гравитационных моделей. Кроме того, для принятия положительного решения об аренде является обязательным присутствие в ТЦ сильного «якорного» арендатора, способного генерировать существенный объем покупательского траффика. Наиболее привлекательный такой арендатор — супер- или гипермаркет FMCG — то есть торговый объект, призванный удовлетворять первичные потребности потребителей.
Арендные ставки
Большинство арендаторов требуют заключения договоров со ставкой, рассчитываемой от процента с оборота, утверждает Денис Колокольников. Во многих новых торговых центрах Москвы фиксированные ставки действуют только для «якорных» арендаторов, в fashion-галереях речь идет только о проценте с оборота или о комбинированной арендной ставке с минимальной фиксированной суммой. Более того, собственники смотрят на прогноз по оборотам — причем математически обоснованный, рассчитанного с применением геомаркетинговых и других инструментов, часто привлекая к расчетам профессиональных консультантов рынка.
Андрей Ковалев, в свою очередь, подчеркнул, что сейчас, как и в любой кризисный период, арендаторы поднимают вопрос о расчетах по схеме «процент с оборота». Впрочем, сам по себе такой способ, естественно, не самоцель: ритейлеров интересует снижение арендной платы как таковое. С начала текущего года коррекция происходила по трем направлениям. Это и снижение цен, которое за прошедшие месяцы составило 5-15%, и переход с долларового исчисления ставок на рублевое, и изменение схемы расчета на процент с оборота.
Тем не менее, по мнению Андрея Ковалева, переход с фиксированной арендной ставки на процент с оборота – самое распространенное требование ритейлеров в плане цены. И собственники во многих случаях на это соглашаются, показывая свою лояльность к арендаторам. Размер процента сильно различается в зависимости от товарной категории и размера магазина. Естественно, для якорных арендаторов он меньше. Если говорить о сегментах, то например, для магазинов бытовой техники и электроники арендная плата в среднем составляет 2-5% от оборота, а для магазинов одежды - 10-15% и выше. При этом нередко используется так называемая смешанная схема: устанавливается некоторый минимум арендной платы свыше которого арендатор платит из расчета процента с оборота.
Только работающие ТЦ!
Ушли в прошлое те времена, когда ритейлер мог арендовать площадь в новом ТЦ, чтобы «застолбить» место, считает Андрей Ковалев. В период, когда спрос на площади в успешных торговых проектах существенно превышал предложение, некоторые владельцы магазинов стремились арендовать помещение в новом ТЦ как можно раньше. Сегодня площади в новых ТЦ, которые еще не заполнены и в которых отсутствует пока устойчивый трафик, сдаются крайне сложно. В то же время давно работающие торговые объекты, у которых есть своя «покупательская аудитория», не испытывают проблем с заполняемостью.
Денис Колокольников также считает, что большинство арендаторов сегодня предпочитают действующие ТЦ вновь открывшимся. Это можно объяснить одинаковостью арендных условий: вследствие того, что практически во всех торговых центрах ставка рассчитывается от процента с оборота, больше нет смысла выбирать новые объекты, в которых до кризиса фиксированные ставки были традиционно ниже, чем в «старых» ТЦ. При этом вакантные помещения можно найти во всех категориях объектов. Хотя, конечно, во вновь открывшихся ТЦ уровень вакантных площадей на порядок выше и выбор помещений больше, чем в «динозаврах» рынка, — 50-процентная заполняемость при открытии уже считается победой. Но справедливости ради, стоит заметить, что многие крупные ТРЦ, открывшись за последний год с 20-40% заполняемостью сейчас уже имеют 60-85%. К такому результату приводит открытый подход к арендатору, готовность заключать договора с арендной платой в процентах с оборота, наличие качественной концепции, а также расширение функций ТРЦ в зону образования, спорта и т.д.
Экономия на ремонте
Если до кризиса большинство арендаторов предпочитало помещения в состоянии «под чистовую отделку» и занимались ремонтом и оформлением интерьеров самостоятельно, то сегодня, как отметил Денис Колокольников, арендаторы ждут, что собственник произведет отделку за свой счет. Также востребованы торговые помещения с уже выполненной отделкой, полностью готовые к въезду. Обусловлено это желанием ритейлеров свести к минимуму объем инвестиций в открытие каждой новой торговой точки.
Действительно, по словам Андрея Ковалева, отделка даже самого маленького помещения для магазина «под себя» осталась в докризисных временах. При снижающихся доходах населения и – как следствие – оборотов большинства ритейлеров экономия становится важнее дизайнерских изысков. Поэтому сейчас собственники ТЦ стараются предлагать в аренду площади пригодные для того, чтобы завезти товар и начать работать буквально на следующий день. Сами же арендаторы обычно располагают достаточным арсеналом легких рекламных конструкций и других материалов, что позволяет им обозначить свою принадлежность к брэнду, даже въезжая в стандартно отремонтированные помещения.Источник: коммуникационное агентство "PR-стиль"
UrbanLook.ru от 14.10.2015 г.,
http://urbanlook.ru/krizis-delaet-arendatorov-torgovyx-kompleksov-bolee-priveredlivymi/