Rambler's Top100
+7 (495) 981 0012
Москва, ул. Крутицкая, дом 9, стр.2
На главную Карта сайта Подписаться

Ох уж эти детки

26.08.2015

Как известно, дети - цветы жизни, поэтому экономят на них в последнюю очередь даже в самые тяжелые времена. Это подтверждается хотя бы тем, что сегмент розничной торговли детскими товарами в России оказался одним из немногих, кто в условиях нарастающего кризиса в экономике относительно крепко стоит на ногах.

Против течения

По разным оценкам, совокупный рост детских товаров в первом квартале 2015 года составил, в среднем, от 4,5 до 10% по отношению к 2014 году. Несмотря на падение посещаемости таких магазинов на 10%, рынок показывает уверенный рост, а многие операторы продолжают активную экспансию по всей стране. К примеру, группа компаний "Детский мир" в первом полугодии увеличила свою выручку на 36,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Основным драйвером роста сопоставимых продаж в ГК назвали размер среднего чека, который вырос на 9,8%, при этом число покупок (количество чеков) по сопоставимым магазинам увеличилось на 5,5%. За первые шесть месяцев сеть открыла 26 новых магазинов, что почти вдвое больше прошлогодних показателей. Всего по итогам года должны начать работу 80 новых торговых точек ритейлера.

В то же время не все игроки рынки смогли удержаться на плаву в условиях экономического шторма. Так, "Дети", "Здоровый малыш" и Lego по разным причинам либо временно приостановили развитие, либо оптимизируют количество торговых точек. Тем не менее, аналитики заверили, что массового падения на этом рынке пока нет.

"Санкционная" война между Россией и странами Запада, безусловно, ударили по "детскому" ритейлу. Тяжелее всего пришлось импортерам европейских товаров и дистрибьюторам. "Происходит увеличение цен на товары импортного производства вне зависимости от страны производства. Для сохранения конкурентоспособности своих товаров сетям необходимо оптимизировать свой бизнес, уменьшая количество посредников между производителем и конечным потребителем", - убеждена Зульфия Шиляева, старший директор отдела торговой недвижимости Cushman & Wakefield.

Эксперты полагают, что импортозамещение в этой сфере позволит снизить зависимость отечественных компаний от курса валют, однако произойдет это еще очень не скоро. Пока что доля торговых сетей, имеющих собственное производство, ничтожно мала. Во многом это связано с тем, что российскому производству игрушек и одежды крайне сложно конкурировать с китайским, поскольку себестоимость продукции из Азии, как правило, в разы ниже, а качество, в большинстве случаев, соответствует европейским стандартам и удовлетворяет запросы покупателей. И все же специалисты верят, что развитие собственных торговых марок (СТМ или private labels) играет в крупных торговых сетях все более важную роль, и именно они смогут быстрее завоевать рынок благодаря существующим тенденциям.

Верны концепции

Детские магазины в торговых центрах, как правило, стабильно генерируют высокий трафик покупателей, поэтому девелоперы охотно предоставляют им более выгодные арендные условия, нежели другим ритейлерам. В основном, детские операторы платят фиксированную в рублях или в валютном коридоре минимальную арендную ставку и в среднем 10-12% от товарооборота. "Ритейлеры оплачивают один месяц депозита, один месяц аванса при подписании акта приема-передачи помещения и просят арендные каникулы не более 120 дней", - уточняет директор по развитию бизнеса департамента торговых площадей компании JLL Марина Малахатько.

В свою очередь консультант отдела исследований рынка CBRE Елена Ключарова отметила, что арендные ставки для данного сегмента в столичных ТЦ по итогам первого полугодия не сильно изменились по отношению к концу 2014 года. "В отдельных случаях  ставки выросли на 5-20%. В торговых проектах, введенных в 2014-начале 2015 годов, ставки обычно на 30-40% ниже", - указал она.

Перемены в экономике едва ли сказались на предпочтениях крупных игроков. Специалисты замечают, что крупные сети не изменили  концепцию своих магазинов, хотя и стали очень аккуратно подходить к процессу выбора помещений для новых открытий. Также компании сконцентрировались на целевом маркетинге для привлечения покупателей в уже открытые магазины. При этом многие операторы начали развивать формат магазинов с digital-инструментами привлечения покупателей, например, интерактивными и обучающими зонами в "Детском мире", пространствами для игр и мастер-классов в некоторых магазинах Hamleys и Lego и так далее. Эксперты не исключают, что отдельные группы ритейлеров, желая сэкономить на арендных площадях, в дальнейшем продолжат развивать канал онлайн-продаж, поскольку их ежегодный рост стабилен на протяжении последних пяти лет. "Каких-либо заметных изменений форматов не произошло, так как в любом случае изменение формата магазина для любого оператора является стратегическим решением", - утверждает Юлия Соколова, директор по сдаче в аренду торговых центров Knight Frank.

Старший консультант "Магазин магазинов" Александра Романенко подчеркнула, что лучше всего детские магазины работают в том случае, когда они размещаются кластерами, то есть таким образом, чтобы у покупателя был широкий выбор продукции в одной зоне видимости. То же самое касается и торговых точек, работающих в формате стрит-ритейла, добавляет она.

Демографическая нестабильность

В целом рынок детских товаров чувствует себя увереннее остальных сегментов торговли. В прошлом году объем отечественного рынка "детского" ритейла составил 502 млрд рублей, и несмотря на снижение темпов роста из-за курса валют, игроки прогнозируют, что 2015 год рынок закончит с показателем в 516 млрд рублей. На одной из отраслевых конференций в июне генеральный директор ГК "Детский мир" Владимир Чирахов отметил, что доля нецивилизованной розницы продолжит сокращаться.

Впрочем, официальная статистика говорит о том, что, вопреки рекордным показателям в прошлом году (+0,8%), рождаемость в нашей стране падает. По подсчетам Росстата, с января по июнь 2015 года в России родились 926,8 тыс. человек, что на 5,7 тыс. меньше аналогичного показателя прошлого года.

Заместитель генерального директора компании RRG Эвелина Ишметова согласилась, что существующие экономические сложности и ожидаемое постепенное ухудшение демографической ситуации, конечно же, значительно притормозят дальнейший рост "детского" ритейла, однако в среднесрочной перспективе, добавила эксперт, этот сегмент останется одним из наиболее стабильных и выгодных для бизнеса.

Илья Китов,

Arendator.ru от 26.08.2015 г.,

http://www.arendator.ru/articles/142286-oh_uzh_eti_detki/
RRG, Россия, Москва,
ул. Крутицкая, дом 9, стр.2
Телефон +7 (495) 981 0012


© RRG 2020.
Перепечатка материалов сайта
только с письменного разрешения.
Пользовательское соглашение об обработке персональных данных
На главную Карта сайта
О компании Новости Услуги Технологии Предложения Аналитика Клиенты Контакты