Чаще всего это касается современных жилых и офисных зданий с большой площадью остекления или разноцветными фасадами в окружении зданий в стиле ампир, классицизм и т.д. Новоделы как «бельмо в глазу» — что ни делай, а будут вызывать внутреннее раздражение.
Ну не попали!
Во времена хозяйствования Юрия Лужкова, помнится, проходили публичные заседания Общественного градостроительного совета при мэре, где обсуждалось появление того или иного объекта. Некоторые предложения рассматривались настолько тщательно и скрупулёзно, что процедура затягивалась на несколько часов. И какой цвет подходит зданию, и как оно выглядит со стороны уличного пространства, удобны ли выезды на городские автотрассы... Конечно, всё определяло заключительное слово столичного градоначальника, тем не менее, это и упрощало задачу — невыразительные, иногда уродливые объекты можно было списать на его вкус, при этом себя защитив фразой: «Мне оно сразу не понравилось, но к моему мнению высокое начальство не прислушалось». Так и сложился «лужковский» период в архитектуре: в числе, действительно, достойных столицы объектов какие-то уродцы с башенками-карандашиками, аляповатыми нагромождениями, а то и несоразмерные с окружением монстры-великаны.
Субъективизм в архитектуре присутствовал всегда. И слово царя или вождя при этом играло решающую роль, что при императоре Петре Великом, что при генсеке Сталине. Это ведь подпись Иосифа Виссарионовича на двух проектах гостиницы «Москва» сделало здание в Охотном ряду ассиметричным. А «уважаемый Леонид Ильич» спрямил Калининский проспект (сейчас Новый Арбат), «загнал» под эту правительственную трассу Садовое кольцо, и всё под впечатлением выстрелов в Далласе — никаких тоннелей, и, не дай бог, чтобы в новую трассу «втекали» арбатские переулки, по которым легко уйти вероятным террористам. Что уж говорить о Лужкове, который самочинно, вопреки общественному мнению, повелел выставить напротив Храма Христа Спасителя гигантскую скульптуру своего друга Зураба Церетели!
Нет, конечно, и сам Юрий Михайлович возмущался архитектурным «шедеврам» в центре города: например, когда на углу Цветного бульвара и Садового кольца выросло хай-тековское офисное здание, пришлось укрощать крутой нрав мэра и «декорировать» фасад балконами, что получилось ещё хуже; или когда рядом с «Прагой» навис деловой центр («Альфа Арбат Плаза») — там застройщик в утверждённом проекте просто-напросто добавил в высоте по полметра на каждый этаж, а этажей таких восемь. Грозился, к слову, градоначальник снести лишние метры, да со временем дело каким-то образом замяли, и теперь мы «наслаждаемся» этой громадиной в начале Арбата.
В период правления лужковской команды повсеместно провозглашался лозунг «архитектор правит бал». И мы увидели яркие работы наших соотечественников: Михаила Филлипова, Сергея Чобана, Бориса Левянта, Сергея Скокана, Сергея Скуратова, Владимира Плоткина, Сергея Киселёва, Александра Асадова, Андрея Чернихова, Михаила Белова, Юрия Григоряна, Михаила Хазанова, Ильи Уткина и других. К нам, действительно, приезжали знаменитые зодчие: Норман Фостер, Заха Хадид, Рем Колхас, Этторе Соттсасс, Фрэнк Вильямс, Джованни Бартоли, Массимилиано Фуксаса, Эрик ван Эгераат, Жан-Мишель Вильмотт и другие. Многие проекты реализовывались и становились неотъемлемой и весьма достойной частью столичной застройки. Некоторые так и не нашли своего воплощения (как скажет ряд критиков, «и слава богу!»).
Но вот интересную мысль высказал в личной беседе известнейший французский архитектор Жан-Мишель Вильмотт: «С каждым своим приездом я всё меньше вижу истинно московское. Ваша столица стремится стать современным мировым мегаполисом и при этом теряет своё лицо. А ведь Москва своеобразная, непохожая на другие города планеты. Надо ли ей копировать Нью-Йорк или Рим, Шанхай или Лондон?». Он поделился своим маршрутом, которому непременно следует по приезду в наш город. В него включены Петровка и Каретный ряд, Бульварное кольцо, сад «Эрмитаж», московские дворики. При этом его внимания заслуживают и старинные здания, и современные постройки.
Строки в летопись
Про исторические постройки мы знаем достаточно много. Зато о тех объектах, которые появились не так давно, а тем более будут возведены вскоре, совсем ничего. Поэтому и обратились к специалистам назвать те из них, что по-настоящему украсят центр столицы. Конечно, их мнение сугубо субъективное, с долей патриотизма к «своим» проектам – что строили или продавали. И всё-таки...
Среди новостроек, которые органично вписываются в существующую застройку, Александр Шибаев, директор департамента консалтинга, аналитики и исследований компании Blackwood, выделяет два. Первый — клубный дом Barkli Virgin House в Зачатьевском переулке. Его фасад сочетает неклассику и современные дизайнерские решения, а особое внимание привлекает входная группа, выполненная в виде арки с высотой потолка почти 7 м. «GRAND DELUXE на Плющихе» — новое здание в стиле модерн и сталинский ампир не конфликтует с окружающей застройкой, а органично в неё вписывается.
Роман Попов, директор департамента стратегического консалтинга Kalinka Group, выделяет среди новостроек Golden Mile private residences, что на Остоженке: проект реализуется с сохранением исторического фасада работы известного архитектора Николая Жерихова. Клубный дом рассчитан на 15 резиденций, которые предлагаются с отделкой под ключ. Над дизайном интерьеров будут работать специалисты бюро Megre Interiors. Верхний уровень здания предназначен для двух пентхаусов с террасами и бассейнами.
Ещё одним интересным проектом является ЖК «Кленовый Дом», как полагает Софья Лебедева, генеральный директор компании «МИЭЛЬ-Новостройки». «Он отличается интересной архитектурой: изогнутый фасад, дом как волна. Один корпус с апартаментами, другой с квартирами. В проекте предлагается всего 20 квартир уникальной планировки, что, впрочем, характерно для сегмента элит. Из каждой квартиры можно попасть в собственный зимний сад с панорамным остеклением. Архитекторами была продумана система отопления и орошения специально для зимнего сада».
Одним из ярких примеров концептуального строительства, реализуемым в настоящее время на элитном рынке недвижимости столицы, является жилой квартал Knightsbridge Private Park, сообщает Татьяна Дмитриева, руководитель направления «Городская недвижимость» компании Welhome. Проект возводится в районе Хамовники на месте бывшего хлебозавода № 6. Основная его особенность — идея создания элитного района в центре Москвы. Нетипичным для городского рынка является формат предлагаемых квартир, часть которых таунхаусы, имеющие собственную небольшую территорию и выход в общественный сад. Во внутреннем частном парке на территории 3 га располагаются 4 многоквартирных особняка, а также сопутствующая инфраструктура высочайшего уровня.
Из домов, которые вышли на рынок не так давно, и идеально вписались и в общий ансамбль района, генеральный директор агентства эксклюзивной недвижимости «Усадьба» Надежда Хазова называет жилые комплексы «Гранатный 6» и «Гранатный 8». «Их концепция, внешний вид, уровень отделки как нельзя лучше вписываются в архитектурный облик Москвы, а их безупречное расположение позволяет назвать одними из лучших столичных домов», – комментирует она.
В качестве удачных проектов эксперт отмечает и ЖК «Венский дом» в 1-м Неопалимовском переулке. «Особняком стоит ЖК "Молочный дом" (в Молочном переулке): он спроектирован в современном стиле, с достаточно большой площадью остекления, – говорит Надежда Хазова. – Его особый архитектурный облик, внутренние дворы и безукоризненное окружение делают его одним из самых достойных московских ЖК. Также нельзя обойти вниманием и Barkli Park (рядом с Екатерининским парком), и ЖК "Триумф-Палас", построенный в стиле сталинских высоток. Среди наших клиентов были такие, которые хотели непременно приобрести квартиру именно там».
За Бульварным кольцом
Уж коли речь зашла о проектах вне Бульварного кольца, то начнём с Замоскворечья. Ольга Павлова, директор департамента продаж риэлторской компании «Магистрат» (входит в ГК «ИНТЕКО»), считает, что два элитных проекта в этом районе достойно пополнят коллекцию уникальных столичных зданий: речь идёт о комплексах апарт-резиденций Balchug Residence (на Раушской набережной) и Balchug Viewpoint (на Садовнической набережной). Автор концепции первого проекта — известный немецкий архитектор Хади Тегерани — использовал в отделке объекта натуральный камень, металл и витражи, что позволяет корректно дополнить окружающую застройку. Balchug Residence, между тем, состоит из пяти корпусов общей площадью 34 тыс. кв. м, объединённых общим двором. Внушителен и Balchug Viewpoint, в котором представлено 116 резиденций площадью от 53 до 260 кв. м. Это, стоит отметить, необычный формат на рынке — апарт-резиденции. Внутренняя территория двух комплексов будет благоустроена и озеленена. Подземные этажи займёт паркинг, а первые будут отданы под офисы, кафе и магазины.
В ближайшем конкурентном окружении, отмечает Ольга Павлова, стоят Wine House, «Клубный дом на Котельнической» и «Полянка/44». У всех этих объектов более-менее схожая концепция. Роман Попов, говоря о последнем, информирует: ЖК на Полянке состоит из восьми элитных особняков переменной этажности, на его территории есть детский сад на 56 мест, винный клуб, внутренний дворик с продуманным дизайном, сервис-центр. Всего в жилом комплексе будет 196 квартир.
Также интересным, по мнению Татьяны Дмитриевой, является проект жилого комплекса «АртХаус» в Тессинском переулке. В отличие от других лофт-проектов, он относится к нео-лофтам, т.е. по сути это новое строительство, а не перепрофилирование существующего здания. Два корпуса объединены променадом, вымощенным специально заказанным клинкерным кирпичом. Ещё одной особенностью организации пространства является высота потолков: в стандартных апартаментах она достигает 3,8 или 5 м, а в пентхаусах 9 м. Расположенный на Серебрянической набережной реки Яузы, «Артхаус» гармонично вписывается в центр столицы.
А вот Оксана Дивеева, руководитель блока реализации элитной недвижимости «БЕСТ-Новострой», отмечает проекты на Пресне. «Рассвет LOFT*STUDIO» расположен недалеко от зоопарка. В нём много интересных и нестандартных моментов, например, собственные террасы в небольших апартаментах площадью 100-150 кв. м или таунхаусы с зелёными участками. Также интересен и ЖК «Резиденция МОНЭ», который башенкой возвышается над исторической застройкой около метро «Улица 1905 года». Софья Лебедева, генеральный директор компании «МИЭЛЬ-Новостройки», добавляет к «пресненскому» ряду Red Side, что на улице Сергея Макеева. ЖК состоит из 8 корпусов, в нём предусмотрена собственная инфраструктура,
Мария Литинецкая, генеральный директор компании «Метриум Групп», перечислила свои приоритетные проекты, которые находятся и вовсе за Садовым кольцом: ЖК «Английский квартал» (на Мытной улице), Sky House (там же), комплекс апартаментов «Дом на Сретенке» (Даев переулок) и Loft Post (улица Ф. Энгельса). Эксперт особый акцент делает на их архитектурную составляющую.
Мостик в будущее
Из ЖК, которые на данный момент находятся в реализации в центре города и из тех, которые только заявлены профессиональным сообществом, принято выделять группу проектов, в которых проводятся работы, связанные с реконструкцией и реновацией. Это справедливо для центра любого исторического города, в том числе и для Москвы. Правильно замечено, что у таких домов есть прекрасные решения и в архитектурном плане, и в части материалов и технологии строительства, однако, самое важное, что это «штучный товар».
«Квартиры в таких домах не попадают под общепринятые рамки, они неповторимы, – комментирует Анатолий Довгань, руководитель отдела анализа и мониторинга рынка IntermarkSavills. – Подчас именно в этих проектах проходят "громкие" сделки на десятки миллионов долларов (как например, в проекте "Пречистенка 13" на одноименной улице). Ценность подобных предложений формируется задолго до процесса реконструкционных и реставрационных работ. Например, "Дому Гельриха" в Пречистенском переулке в прошлом году исполнилось 100 лет. Есть ещё один прекрасный пример эдакого городского "трофея" (термин позаимствован у иностранных коллег) — это исторические особняки в проекте "Полянка/44", где помимо выдержанной архитектуры будущие жильцы будут иметь возможность наслаждаться и собственным садом с ландшафтным дизайном, что для центра опять же редкость». (Роман Попов уточняет, что три здания из восьми ЖК «Полянка/44» — исторические, они были реконструированы).
«В рамках проекта St. Nikolas, расположенного на улице Никольская, отреставрированы фасады XIX века. В результате апартаментный комплекс стал продолжением сложившейся исторической застройки, обладая при этом всеми качественными характеристиками современного элитного жилья», – добавляет Александр Шибаев.
Эксперты сходятся во мнении, что к исторической застройке требуется особенно бережное отношение, тут, как говорится, главное — не навредить. В связи с этим заместитель генерального директора компании RRG Эвелина Ишметова, к числу территорий, развитию которых сегодня нужно уделить повышенное внимание, относит участки под зданиями Госдумы и Совета Федерации. «Законодательные органы страны переселяют за пределы центра, а что появится на их месте — большой вопрос, – утверждает она. – Важен и проект застройки Софийской набережной, и, естественно, Зарядье. Городу, инвесторам и архитекторам при разработке и согласовании концепций развития этих проектов предстоит решить нелёгкую задачу соблюдения баланса между историческими и новыми зданиями. При этом понятно, что мы говорим, фактически, о "сердце" города, и ошибки здесь недопустимы».
В первую очередь необходимо обратить внимание на неосвоенные промышленные зоны, говорит Мария Литинецкая. Подобных площадок в ЦАО осталось немного, например, промзона № 1 «Павелецкая» или территория завода «Кристалл», фабрика «Красный Октябрь», а также небольшие мануфактуры и фабрики. Любой площадке в центре столице нужно уделять больше внимания. И чем она крупнее, тем тщательней власти, девелоперы и архитектурное сообщество должны относиться к её разработке.
«Будет большой радостью для всех коренных москвичей и гостей столицы, если с лица города исчезнут "чёрные точки" в виде объектов-долгостроев, – уверена Екатерина Фонарёва, коммерческий директор Корпорации «Баркли». – Например, в Донском районе находится здание недостроенного телецентра. Строительство было приостановлено ещё в 1996 году, и теперь каждый, кто выходит из вестибюля станции метро «Шаболовская», в первую очередь видит масштабный фасад здания с зияющими отверстиями окон. Также можно упомянуть торговый центр «Павелецкий» с подземными галереями, который вот уже достаточно долгое время представляет собой лишь глубокую, открытую всем дождям и ветрам яму. К слову, участок находится всего в 3 км от Кремля! Именно такие временно заброшенные участки города требуют более активного участия как со стороны городской мэрии, так и со стороны девелоперов, которые могли бы найти общий язык с властями и получить возможность не только достроить проекты, но и в прямом смысле слова облагородить внешность центра Москвы».
Александр Шевчук,
Kvadroom.ru от 25.08.2015 г.,
http://journal.kvadroom.ru/analitica/tochka_zreniya/material_47119.html