С 1 июля городские власти Москвы начали взиматься торговый сбор. Размер платежей будет зависеть от площади торгового объекта, места, а также специализации предприятия. К примеру, со стационарного торгового объекта до 50 кв. м в Центральном административном округе нужно будет заплатить за каждый квартал 60 тыс. руб. плюс 50 руб. за каждый метр сверх 50 кв. м. На сумму торгового сбора можно будет уменьшить региональную часть налога на прибыль.
Портал Comestate.ru решил узнать у участников рынка, насколько необходим сейчас, в условиях кризиса, торговый сбор, кто из ритейлоров пострадает больше всего и можно ли законодательно получить освобождение от уплаты торгового сбора.
Юрий Тараненко, директор департамента коммерческой недвижимости компании RRG
Рынок торговой недвижимости сегодня находится не в лучшем состоянии, а целый ряд ритейлеров и так с большим трудом «вытягивают» затраты на ведение бизнеса, в частности — арендную плату. Поэтому введение торгового сбора, говоря откровенно, приговор для многих и многих предпринимателей. Особенно сильно, конечно, пострадает малый бизнес.
От торгового сбора освобождены кинотеатры, театры, музеи, а также религиозные организации. Кроме того, сбор не будут платить парикмахерские, прачечные, химчистки и другие предприятия бытовых услуг, если торговля там будет являться вспомогательной.
Также торговый сбор не будут платить арендаторы палаток на ярмарках выходного дня, объекты на территории розничных рынков и вендинговая торговля.
Андрей Хитров, руководитель департамента стратегического консалтинга и исследований компании Welhome
Многие предприниматели после принятия в декабре 2014 года закона о торговом сборе выступали за его отмену как раз из-за кризисных условий, в которых сейчас приходится всем работать, а некоторым компаниям элементарно выжить и удержаться на плаву. Тем не менее, каких-либо поправок принято не было, и закон вступил в силу с 1 июля. Следует отметить, что и до введения торгового сбора условия функционирования малого бизнеса в Москве ухудшились. Отчасти это связано с уплатой налога от кадастровой стоимости помещения, что повлекло за собой рост ставок аренды торговых помещений и закрытие ритейлерами торговых точек.
Поскольку торговый сбор не установлен в отношении торговли путем отпуска товара со склада, то данное нововведение не коснется интернет-магазинов, которые как раз работают по такой схеме.
В остальном торговый сбор коснется практически всех ритейлеров, но тяжелее всего придется малому бизнесу и ИП. Маловероятно, что крупные федеральные и международные сетевые ритейлеры сократят свой бизнес с введением торгового сбора. Для ИП, которые не пользуются патентной системой, торговый сбор может стать существенной статьей расходов. Кроме того, до конца не определен механизм уплаты сбора для некоторых категорий, а также механизм уменьшения налогов на сумму сбора.
В законе обозначено, что вне зависимости от места регистрации организации или ИП, торговый сбор уплачивается в Москве по месту торговли, то есть сбор введен исключительно для Москвы. Однако при осуществлении нестационарной торговли организация или ИП встают на учет в качестве плательщика сбора по местонахождению организации или по месту жительства ИП. Встает вопрос: в таком случае сбор будет уплачен ИП по месту его жительства, например, в Рязани, а Москва недополучит платежи?
Законом предусмотрены льготные категории для уплаты торгового сбора. К примеру, освобождаются от уплаты торгового сбора индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, и индивидуальные предприниматели и организации, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог.
Любое нововведение требует обкатки и доработки. Уже сейчас, как было сказано выше, не совсем понятны механизмы уменьшения налогов на сумму сбора для некоторых категорий. Кроме того, не очевиден механизм и целевое использование полученных в качестве торгового взноса средств. Нововведение можно отнести к несвоевременным, а уровень проработки ситуации и информирование плательщиков оставляют пока больше вопросов, чем ответов.
Олеся Дзюба, директор департамента аналитики компании Colliers International
Целью введения торгового сбора являлась борьба с занижением уплачиваемого налога, то есть предполагалось, что налоговая нагрузка увеличится лишь на недобросовестных налогоплательщиков. Таким образом, можно было бы рассчитывать, что предпринимателям станет не так выгодно уклоняться от налогов. Но при этом проект этого налога был задуман до кризиса и не учитывает тот факт, что для борющихся за выживание бизнесов, многие из которых могут находиться на упрощенной системе, любые дополнительные расходы критичны. Тот факт, что сбор уплачивается вне зависимости от размера дохода или даже его наличия, делает его особенно негативным фактором для бизнеса в кризисное время.
Сильнее всего удар будет нанесен по малому и среднему бизнесу. Крупные федеральные сети всегда оперируют большим количеством торговых точек, поэтому могут позволить себе безболезненное закрытие убыточной точки или оптимизацию неэффективной торговой площади. Небольшие сети в принципе более подвержены кризисным эффектам, к тому же для них закрытие любой точки – серьезный удар. Сильно пострадает от введения сбора любая сезонная торговля, опять же из-за отсутствия привязки размера сбора к доходам.
Последствия этого нововведения будут скорее отрицательными, по крайней мере в текущем состоянии рынка. Вместо того чтобы побудить часть ритейла выйти из тени, такая мера, вероятнее всего, приведет к обратному эффекту. Более того, она усугубит финансовое положение многих ритейлеров (за исключением крупных сетей) и приведет к вытеснению некоторых из них с рынка. Даже предположив, что введение сбора может принести положительные результаты, в текущей кризисной ситуации оно крайне несвоевременно.
Андрей Ковалев, собственник ГК «ЭКООФИС»
Значительнее всего введение сбора скажется на небольших торговых точках: киосках, палатках с овощами, мелких магазинчиках шаговой доступности. Прибыль таких точек составляет зачастую несколько десятков тысяч рублей в месяц, и ежеквартальный сбор способен «съесть» значительную часть прибыли. Многие из таких точек, вероятно, окажутся вынужденными уйти в тень или закрыться. Конечно, скажется введение сбора и на убыточных точках, которых по ряду сетей треть и больше.
Крупные ритейлеры нововведение в той же мере, что и малый бизнес, конечно, не прочувствуют. Но и им придется подумать об оптимизации: закрывать неэффективные точки, переносить их или сокращать площади и т.п.
С точки зрения бизнеса, конечно, мера в кризис будет в целом дополнительным ударом для торговли, которая сейчас столкнулась с серьезным падением товарооборота и сокращением доходов.
Зураб Шенгелия, старший консультант департамента торговой недвижимости компании Praedium
Основной целью ввода торгового сбора изначально являлись представители малого бизнеса, которые часто уклоняются от уплаты налогов и имеют возможность занижать собственные доходы в отчетности. Таким образом, город заставляет этот сегмент бизнеса приносить хоть какой-то доход в столичный бюджет. Крупные компании, согласно нашим данным, в основном не заметили существенного увеличения налоговой нагрузки: данный сбор учтется в общем количестве налогов. Учитывая кризисные условия рынка, сбор не может не сказаться на доходности малого бизнеса, поэтому вопрос о его своевременности неоднозначен. Городу, разумеется, необходим дополнительный доход, но многие мелкие предприниматели могут и вовсе прекратить деятельность из-за совокупности факторов, одним из которых и будет торговый сбор.
Наиболее чувствительными к налоговым изменениям будут мелкие ритейлеры. Низкомаржинальный бизнес ощутит последствия быстрее остальных сегментов.
Некоторые категории арендаторов, такие как музеи, кинотеатры, театры, религиозные учреждения и места оказания бытовых услуг получили освобождение от нового налога: торговля в этих заведения считается вспомогательным, а не основным видом деятельности. Кроме того, от сбора освободили киоски по продаже прессы.
Данная мера, безусловно, полезна, поскольку позволит городу получать больше налогов с мелкого частного бизнеса, который платит их не очень охотно. С другой стороны, нововведение негативно скажется на низкодоходном бизнесе и заставит многих предпринимателей завершить деятельность.
Елена Задорожная, руководитель направления услуг ритейлерам компании JLL
В настоящий момент у участников рынка нет четкого понимания, как реально будет работать торговый сбор, и его влияние на бизнес можно будет оценить только после вступления закона в силу.
Если говорить в целом, то, начиная с осени прошлого года, ритейлеры взяли курс на оптимизацию и сокращение затрат, в том числе на анализ текущего портфеля и либо закрытие неэффективных точек, либо их релокацию, либо уменьшение формата. При этом оптимизация бизнеса проходит по всем статьям расходов и касается не только недвижимости.
Безусловно, новый торговый сбор не упростит данную насущную задачу большинства торговых сетей, и без того столкнувшихся со спадом потребительского спроса, а также прочими негативными последствиями волатильности экономики.
Comestate.ru от 03.07.2015 г.,
http://www.comestate.ru/interview/blic-vvedenie-torgovogo-sbora