Rambler's Top100
+7 (495) 981 0012
Москва, ул. Крутицкая, дом 9, стр.2
На главную Карта сайта Подписаться

Небо манит не всех

29.06.2015

В преддверии различных международных спортивных и политических мероприятий, которые пройдут в России в ближайшие три года, многие города начали обновлять или строить новые объекты инфраструктуры, в том числе и крупные аэропорты. Логично предположить, что такие комплексы должны стать магнитом для арендаторов, однако на деле оказывается, что осваивать их готовы далеко не все игроки рынка.

Игра по-крупному

Регионы активно готовятся к встрече иностранных гостей, в первую очередь чемпионата мира по футболу, который пройдет в 2018 году сразу в 11 городах России. В некоторых из них, например, Казани, решили построить новые аэропорты, в других - существенно модернизировать уже существующие.

По оценкам Ростуризма, мундиаль посетят около 3 млн человек, из них более 500 тыс. - иностранные граждане. Не стоит забывать и о Кубке конфедерации, который пройдет за год до ЧМ-2018. Помимо этого, менее чем через месяц в Уфе состоятся политические саммиты ШОС и БРИКС (в столице Башкирии уже открыли новый терминал международного аэропорта), а в 2016 году наша страна примет чемпионат мира по хоккею.

С учетом ожидающегося наплыва зарубежных туристов вполне оправданно привлечение бизнеса, в первую очередь федеральных ритейлеров, в аэропорты, учитывая возможный пассажиропоток. Однако, если изучить состав арендаторов уже действующих терминалов или тех, что еще только готовятся к открытию, можно прийти к выводу, что серьезные игроки словно избегают воздушные гавани за пределами столицы.

Некоторые эксперты считают, что сейчас уровень развития крупных торговых сетей внутри региональных аэропортов находится лишь на начальном этапе. "Видимо, федеральный ритейл пока в недостаточной степени верит в успех своих точек в таких комплексах, и это объяснимо: траффик пассажиров там в разы ниже, чем в двух столицах. Единичные исключения, правда есть: это аэропорты некоторых городов с населением свыше 1 млн человек", - рассуждает Юрий Тараненко, директор департамента коммерческой недвижимости компании RRG.

Действительно, в региональных терминалах сравнительно мало регулярных зарубежных направлений и привлечение иностранных компаний для таких аэропортов не столь оправданно. Однако, напоминают консультанты, в них немало рейсов, связывающих периферию с Москвой и Санкт-Петербургом, потому здесь предпочтительнее открывать заведения ведущих российских игроков.

Еще одним немаловажным фактором отсутствия операторов розничной торговли и общепита в региональных аэропортах является то, что далеко не все терминалы готовы предоставить площадки, отвечающие требованиям ритейлеров.

Грядущий чемпионат мира по футболу может стать мощным толчком для развития розничной торговли в аэропортах, но при этом нельзя упускать из виду тот факт, что сетевые компании будут ориентироваться не на гостей международного турнира, который продлится всего несколько недель, а на пассажиропоток в этой локации до и после футбольных матчей.

И все же, по мнению экспертов, ритейл в аэропортах является очень привлекательным бизнесом в плане окупаемости, но только в случае правильного расчета финансовой модели. С точки зрения оператора - это небольшие инвестиции в создание точки и ежедневная работа на хорошем потоке, с точки зрения собственника и управляющей компании - это сдача в аренду небольших площадей по ставке, сравнимой со ставками аренды на лучших торговых улицах этого города.

Цветы и бриллианты

Основными арендаторами коммерческих площадей в аэропортах, в том числе и региональных являются заведения быстрого питания, кафе и в меньшей степени рестораны. Это вполне объяснимо: люди могут в спокойной обстановке проводить в них время в ожидании своего рейса. К тому же благодаря высокому пассажиропотоку операторы имеют гарантированный доход и повышают узнаваемость своих брендов. 

Стоит отметить, что если в международных аэропортах Москвы или Санкт-Петербурга доминируют известные компании, вроде "Шоколадницы" или Coffeeshop Company, которые знакомы иностранным туристам, то в других городах представлены преимущественно небольшие игроки. Это связано с разницей в пассажиропотоке и целях путешественников, а также соотношению внутренних и международных рейсов.

По мнению старшего консультанта отдела исследований рынка CBRE Максима Палта, если говорить о кафе и ресторанах, то их развитие в регионах существенно ниже, чем в крупнейших городах России. "В Москве и Санкт-Петербурге расположены порядка 45% всех сетевых ресторанов, еще 20% суммарно во всех городах-миллионниках. Таким образом, это не особенность развития общепита в аэропортах, а общая тенденция для отрасли", - резюмирует Палт.

И тем не менее эксперты твердо стоят на том, что привлекать в аэропорты нужно именно крупные, "раскрученные" бренды. Немалая роль в этом отводится управляющим компаниям аэропортовых комплексов. Такие меры помогут привлечь спрос со стороны деловых туристов, если речь идет о региональном центре бизнес-активности, и отдыхающих, если речь идет о курортных городах, например, Сочи. "Открытие кафе под вывеской неизвестного локального предпринимателя может "отпугнуть" потенциальных клиентов. В целом же мы видим, как в региональных аэропортах появляются все больше известных брендов, например, "Шоколадница", Costa Coffee и другие", - констатирует Юлия Никуличева, начальник отдела стратегического консалтинга компании JLL.

Однако кафе и рестораны являются не единственным сегментами, которые могут вполне успешно работать под крышей аэропорта. При этом бизнесменам нужно четко понимать, что необходимость в тех или иных ритейлерах зависит от размера и состава пассажиропотока, а также того, сколько времени пассажиры проводят в аэропорту. В первую очередь может быть рентабельным открытие объектов импульсного спроса: киосков печати, салонов связи, аптек, магазинов сувенирной продукции или, если говорить о ЧМ-2018, каких-то специализированных точек по продаже футбольной атрибутики.

В крупных же авиаузлах можно сделать ставку на магазины одежды и ювелирных украшений. Например, в международном аэропорту "Кольцово" в Екатеринбурге работают сразу несколько ювелирных салонов, включая Pandora и "Луара".

Собственник ГК "Экоофис" Андрей Ковалев также добавил, что в аэропортах многих российских городов не хватает специфических форматов торговли, рассчитанных на путешественников и встречающих или провожающих их лиц. Это могут быть круглосуточные аптеки и парикмахерские, киоски с цветами и тому подобное, уточнил он.

По словам Дмитрия Соломникова, директора по развитию компании "1Капиталь", стоит обратить внимание на вендинговые аппараты, специализирующиеся на продаже фаст-фуда, сим-карт и прочего. Более того, в некоторых крупных аэропортах, например, "Внуково", "Шереметьево" и "Домодедово", такие автоматы работают уже не первый год. К слову, на официальном сайте "Шереметьево" размещено объявление о поиске оператора 13 вендинговых аппаратов в категории "Дополнительная торговля". В конкурсной документации сказано, что речь идет о продаже снеков, горячих и холодных напитков. Согласно прошлогодним данным, пассажиропоток "Домодедово" в различных терминалах колеблется от 1 до 7 млн человек в год. Конечно, в региональных аэропортах пассажиропоток куда меньше, однако использование опыта крупных комплексов выглядит вполне убедительным.

Не тот уровень

Между тем, во многих странах зарубежья маститые сетевые компании давно облюбовали международные аэропортовые комплексы. Более того, порядка половины выручки аэропорта приносит как раз торговля. При этом выбор операторов там является довольно широким. К примеру, в терминалах парижского аэропорта "Шарль де Голль" работают сразу несколько крупных кафе, ресторанов и магазинов (одежда, ювелирные изделия, сладости, сувениры, парфюмерия и так далее). В американском аэропорту "Атланта" присутствуют такие известные бренды, как Bvlgari, Pandora и Swarovski, не говоря уже о различных кафе, ресторанах и магазинах одежды, цветов и подарков. Амстердамский аэропорт "Схипхол" имеет крупную торговую зону, в которой размещаются магазины одежды, электроники, цветов и часов. Здесь есть даже парикмахерский салон. Также в "Схипхоле" немало баров и кафе, включая La Place Express и Starbucks Coffee, работающих круглосуточно.

Андрей Ковалев полагает, что на данный момент уровень развития провинциальных аэропортов в России все еще оставляет желать лучшего. "Возьмем для примера аэропорт Ростова-на-Дону: ни одного крупного сетевика, торговля в формате киосков. Сейчас мы видим множество заявлений о создании новых терминалов, тот же Ростов-на-Дону получит новый аэропорт. Но, думаю, вряд ли можно ожидать массового прихода сетевого ритейла в обновленные аэропорты", - резюмирует эксперт.

Илья Китов,

Arendator.ru от 29.06.2015 г.,

http://www.arendator.ru/articles/140886-nebo_manit_ne_vseh/ 

RRG, Россия, Москва,
ул. Крутицкая, дом 9, стр.2
Телефон +7 (495) 981 0012


© RRG 2020.
Перепечатка материалов сайта
только с письменного разрешения.
Пользовательское соглашение об обработке персональных данных
На главную Карта сайта
О компании Новости Услуги Технологии Предложения Аналитика Клиенты Контакты