Рынки под прикрытием
Сельскохозяйственные рынки знакомы каждому из нас с детства и существуют в каждом городе страны. Во многих уголках России продуктовые базары стали неотъемлемой частью жизни горожан, даже несмотря на открытие огромных суперсовременных торговых центров. Однако рано или поздно все меняется - и рынки не стали исключением. Похоже, в истории отечественной сельхозторговли началась новая глава
Власти "накрывают" рынки
Крупные сельхозрынки в России приобрели свой нынешний вид сразу после перестройки, вместе с зарождением предпринимательства и переходом страны к рыночной экономике. В течение десятилетий их формат практически не менялся, несмотря на постоянную критику со стороны властей. Недовольство чиновников на всех уровнях вызывала полулегальная работа рынков, а также криминогенная обстановка на них.
Государство неоднократно принимало попытки придать массовой торговле достойный вид, в первую очередь, переведя все рынки в капитальные строения. Согласно закону, принятому еще в далеком 2006 году, предполагалось, что все универсальные рынки под открытым небом получат крышу над головой уже к 2010 году, а сельскохозяйственные - к 2012. Но в 2009 году мир был охвачен экономическом кризисом, и переезд рынков пришлось отложить до 2013 и 2015 годов, соответственно.
Тем не менее, даже сейчас будущее таких объектов торговли остается весьма туманным. В прошлом году Министерство промышленности и торговли РФ предложило продлить переходный период до 1 января 2020 года, объяснив это тем, что в противном случае половину действующих рынков закрыть, а фермеры потеряют возможность получить каналы сбыта своей продукции в условиях санкций. Однако в администрации президента страны раскритиковали проект Минпромторга, отметив, что очередное продление переходного периода будет несправедливым по отношению к тем, кто уже выполнил требования закона и потратил деньги на возведение капитальных построек.
В итоге после многочисленных обсуждений депутаты Государственной думы решили отложить срок переезда рынков в городах-миллионниках до следующего года, а регионам и вовсе позволить самим определиться с этой датой.
Рыночные отношения
В некоторых регионах для арендаторов рынков решили построить оптово-торговые комплексы, как, например, вНовосибирске, где вот-вот закроется Гусинобродский вещевой рынок. В качестве одного из вариантов размещения предпринимателям предложили переезд в близлежащиеторговые центры. Собственник группы компаний "Экоофис"Андрей Ковалевсчитает, что подобное вполне возможно и в случае с сельскохозяйственным рынками, тем более, что нынешняя экономическая ситуация таким "переселенцам" благоволит. "Сейчас появляются много качественных торговых объектов, которые испытывают серьезные проблемы, многие из них вынуждены работать с одним-двумя "якорями", да и в обозримой перспективе им сложно рассчитывать на заполняемость более 50%. Для собственников объектов привлечение "стихийных" арендаторов может быть неплохим шансом "оживить" объект", - выразил мнение эксперт.
В то же время далеко не каждый собственник качественного ТЦ согласится принять вчерашних торговцев. Оно и понятно: приютив такого арендатора, он несет определенные риски: просчитать прибыльность ИП, а также контролировать следование им стандартам качества товара намного сложнее, чем в случае с крупными ритейлерами. Вдобавок ко всему перечисленному необходимо напомнить о возможных репутационных рисках, ведь соседство с продуктовыми развалами вряд ли придется по душе серьезным арендаторам, особенно рассчитанным на "топовых" покупателей с соответствующими запросами по уровню обслуживания и обстановки в торговых помещениях.
Кроме того, размещение вторговом центреобъектов сельхозторговли неизбежно влечет за собой определенные трудности по организации логистики, торговых мест, их содержания в чистоте и прочее. В связи с этим напрашивается вывод, что принять таких предпринимателей решатся лишь немногие ТЦ, и притом не самые качественные. Естественно, о высококлассных объектах можно даже и не говорить.
Аналитики сходятся во мнении, что для индивидуальных предпринимателей арендные ставки в торговых центрах будут на 15-20% выше, чем в среднем по рынку, и едва ли им стоит рассчитывать на помощь государства в нынешней непростой экономической ситуации. Впрочем, некоторые эксперты полагают, что скидки на аренду фермерам уместно предоставлять лишь в самом начале работы. "К концу первого года объект набирает нужный трафик, и арендатор может оплачивать аренду целиком. Если ко второму году работы вторговом центреарендатор все еще жалуется, что его дела плохи, при этом его коллеги чувствуют себя хорошо, нужно расставаться с таким арендатором", - категорична директор по развитию бизнеса департамента торговых площадей компании JLLМарина Малахатько.
Управляй и властвуй
Перевод рынков в капитальные постройки, безусловно, имеет шансы придать торговле более приятный вид, но не стоит забывать, что одним только этим не решить таких проблем, как частая ротация, однообразный ассортимент, множество "мертвых" зон и тупиковых галерей, а также отсутствие контроля качества товара.
Ряд экспертов отметил, в новых капитальных постройках, куда переместятся сельхозрынки, обязательно должна быть единая управляющая компания, которая упорядочит работу многочисленных арендаторов. К тому же она будет контролировать соблюдение санитарно-гигиенических норм и вводить прозрачную систему отношений собственника и предпринимателей, что пойдет малому бизнесу только на пользу.
Управляющий директор департамента управления активами (Asset Management) NAI BecarОльга Шарыгинадобавила, что востребованными будут только торговые объекты с приличным внешним видом, правильным внутренним оформлением, культурными взаимоотношениями, лицензиями и сертификатами. "При этом новые капстроения вполне могут принадлежать нескольким собственникам, а управляющая компания будет функционировать, так как без нее невозможно организовать цивилизованную работу объекта", - подчеркнула эксперт.
Не хватает свежести
Серьезным конкурентом базаров могли бы стать так называемые фреш-маркеты, в которых продаются свежие фрукты и овощи. В России, по мнению игроков рынка, это направление является довольно востребованным, хотя и слаборазвитым. Однако сейчас, когда импортная продукция дорожает, а хорошие торговые помещения освобождаются, такой формат торговли имеет отличные перспективы. "В городах-лидерах через 5-7 лет они могут сравняться по показателям дохода с сельхозрынками. Пока же привычные рынки и ярмарки выходного дня выигрывают у фреш-маркетов с большим преимуществом", - констатирует Марина Малахатько.
И все же, учитывая курс страны на импортозамещение, а также растущий интерес людей к здоровому питанию и появление новых поставщиков продукции из числа отечественных сельхозпроизводителей, эксперты ожидают, что, по крайней мере, в Москве фреш-маркеты еще отвоюют свое место под солнцем.
"В спальных районах есть явная потребность в магазинах фермерских продуктов, в центре города также есть нехватка предложения свежей и качественной продукции. Уверен, что существенная доля населения столицы будет заинтересована в покупке экологически чистых продуктов", - заявил председатель совета директоров компании RRGДенис Колокольников.
Однако конкурентоспособность таких магазинов сильно зависит от категории местных потребителей: не секрет, что малообеспеченные покупатели предпочитают ходить на рынки, а вот средний и премиум-класс преимущественно предпочитает делать покупки в приличных торговых объектах. Таким образом, можно прогнозировать, что большинство горожан, которым посещение фреш-маркетов не по карману, после закрытия рынков потеряют, по сути, единственную возможность приобрести продукты по доступным ценам. В этом случае выиграть смогут крупные ритейлеры, работающие в низких ценовых сегментах, вроде "Пятерочки", "Магнита" или "Дикси", так как основная масса потребителей перейдет к ним.
Бизнес под ударом
На сегодняшний день рынки в привычном их понимании давно изжили себя и оказались не нужны большинству крупных городов, поэтому в ближайшие годы предпринимателям придется либо адаптироваться к новым условиям и идти в ногу со временем, либо закрываться. Эксперты напомнили, что Москве известны примеры, когда трафик крытых торговых объектов значительно падал по сравнению с показателями, наблюдавшимися, когда рынок работал под открытым небом, что отчасти связано и с более высокими ценами на продукцию в них.
К примеру, сейчас в Москве работают несколько крупных продуктовых рынков, размещенных в капстроениях, например, Москворецкий общей площадью свыше 42,2 тыс. кв. м или "Садовод", занимающий порядка 60 гектаров, однако ценовая доступность для потребителя в них оставляет желать лучшего.
В целом же не вызывает сомнений тот факт, что формат продовольственных и сельскохозяйственных рынков имеет смысл развивать и совершенствовать. По подсчетам Росстата, за первые четыре месяца 2015 года оборот розничной торговли в России сократился на 7,5% в сопоставимых ценах по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года - до 8,447 трлн рублей. В службе госстатистики уточнили, что доля розничных рынков и ярмарок составила 8,8%, тогда как в 2007 году этот показатель был равен 15,3%.
Не стоит забывать и о том, что Россия, в частности, Москва, испытывает острый дефицит продовольственных рынков. Согласно данным из открытых источников, обеспеченность колхозно-фермерскими торговыми объектами на душу населения в Хьюстоне составляет 2,3 тыс. кв. м, в Берлине - около 1,7 тыс. кв. м, а в Москве - менее 800 кв. м, что, как заявили в столичном департаменте торговли и услуг, гораздо меньше, чем в испанской Барселоне (1 малый рынок в шаговой доступности на 31 тыс. жителей).
Во всем мире продовольственные рынки являются нормальным элементом городской жизни. Такие знаковые объекты, как колоссальный Beijing Xin Fa Di Agricultural Products Wholesale Market в Китае площадью 548 гектаров, бразильский Centrais de Abastecimento de Minas Gerais (283 гектара) или парижский Marche de gros Rungis (232 гектара) работают уже не один десяток лет, обеспечивая работой десятки тысяч предпринимателей и сотни тысяч горожан. Более того, во многих странах государство всячески содействует развитию сельхозрынков, а их акции распределены между федеральными и муниципальными властями и крупными оптовыми компаниями.
По сути, этот формат торговли - почти единственный, позволяющий приобретать свежие овощи, фрукты, молочные, мясные продукты, рыбу и тому подобное. Другое дело, что методы, предлагаемые государством, вызывают большие сомнения. Перевод рынков "под козырек", конечно, может сделать торговлю более цивилизованной, однако однозначно нанесет удар по малому бизнесу и, как следствие, большинству покупателей.
Нельзя забывать, что капитальный объект всегда влечет за собой дополнительные расходы, начиная от инвестиционных и заканчивая налоговыми, поэтому предприниматели с небольшими оборотами, скорее всего, будут либо сворачивать свой бизнес, либо уходить в стихийную уличную торговлю, так как потянуть новый формат они не смогут. Помимо этого, после переезда владельцы рынков могут начать повышать цены, чтобы "отбить" потери. В связи с этим эксперты опасаются, что инициатива властей может привести к еще большему хаосу, чем есть сейчас.
А если еще и добавить сюда неясность экономического будущего России и далеко не самые высокие доходы граждан, то перспективы вырисовываются и вовсе мрачные. И вполне возможно, что стремление законотворцев загнать торговцев под крышу будет иметь как для бизнеса, так и для простого населения, особенно самой незащищенной его части - пенсионеров, для которых рынки являются единственным доступным источником продуктов, - катастрофические последствия.