Rambler's Top100
+7 (495) 981 0012
Москва, ул. Крутицкая, дом 9, стр.2
На главную Карта сайта Подписаться

Не продаются книги в Google, нельзя там рукопись продать...

18.05.2015

Книжные магазины Москвы сегодня переживают не лучшие времена. За последние пять лет их количество значительно сократилось. Для того чтобы остаться на плаву, владельцам этого бизнеса приходится придумывать новые маркетинговые ходы и технологии взаимодействия с читателями.

Пиво вместо книги

Вытеснение книжных магазинов другими, более доходными, заведениями в последнее время не редкость. На Профсоюзной улице, например, на смену «Букбастеру» пришли «Иль де Боте» и пивной ресторан «Кружка».

«Ритейлерам этого профиля становится все труднее выживать, — рассказал «Н&Ц» Антон Белых, управляющий партнер консалтинговой компании DNA Realty. — Основное подспорье — торговля через Интернет с доставкой заказчику». Впрочем, и в этом случае приходится конкурировать с онлайн-мастодонтами вроде Ozon. К тому же, что бы ни говорили об очаровании свежеотпечатанной книги, читатели все равно переходят на планшеты.

Некоторые сети делают ставку на торговлю узкоспециальной литературой. Но и в этой нише нужно бороться за место под солнцем. В частности, «Дом педагогической книги» на Большой Дмитровке известен читателям еще с советских времен.

В условиях жесткой конкуренции выживают крупные объекты, занимающие большие площади: «Дом Книги» на Новом Арбате, «Библио-Глобус» на Мясницкой улице и др. Хуже всего приходится небольшим магазинам, площади которых все 
равно сокращаются до 200–250 кв. м. При этом часть помещений занимают не книги, а сопутствующие товары: альбомы, записные книжки, игрушки...

Наиболее активное развитие на рынке сегодня демонстрирует «Книжный лабиринт», который наращивает сеть, открываясь как в торгово-развлекательных центрах, так и в объектах стрит-ритейла. Также уверенные позиции сохраняет «Читай-город» («Новый книжный»). «Буква» и ряд других сетей не только приостановили развитие, но и закрыли значительную часть объектов.

Садитесь удобнее

Аренда помещений в формате стрит-ритейла обходится книжным магазинам дороже, чем в торговых центрах (ТЦ). «Этот бизнес нельзя назвать высокоприбыльным, поэтому новые точки в основном открываются именно в составе ТЦ», — считает Юрий Тараненко, директор департамента коммерческой недвижимости компании RRG. Как пояснил Александр Болотов, генеральный директор «МИЭЛЬ — Коммерческая недвижимость», книжные сети предпочитают моллы еще и потому, что проходимость в них выше, а сами помещения — современнее.

Чаще всего такие операторы выбирают более дешевые для аренды верхние этажи, куда необходимо добираться целенаправленно. Там они располагаются по соседству с кинотеатрами, магазинами детских игрушек и пр.

Одним из достоинств формата является непритязательность. Для книжных магазинов важны главным образом освещение и определенная влажность, которая легко регулируется современными системами климат-контроля. «Процесс выбора издания может растянуться не на один час, поэтому уместно поставить рядом со стеллажами если не кресла, то хотя бы пуфы или стулья — листать книгу гораздо удобнее сидя», — добавляет Юлия Тряскина, соучредитель архитектурного бюро UNK project.

Насколько же интересен книжный магазин самому торговому центру? «С одной стороны, такой арендатор имеет небольшой, но постоянный поток целевой аудитории, — отвечает Олег Рыжов, генеральный директор Ross Group. — С другой, маржинальность книжного бизнеса маленькая, платить высокую арендную плату оператор не может».

Новые страницы

Совсем небольшие книжные лавки могут располагаться на первых этажах ТЦ. В ассортименте таких магазинов представлены в основном подарочные издания мировой классики, художественные альбомы, а также громкие новинки. «Этот формат предполагает, что покупателю не составит труда ознакомиться с небольшим объемом книжной продукции, и, выбрав подходящий экземпляр, он сможет тут же оформить его в красивую упаковку», — поясняет Ю. Тряскина.

Кофейня плюс книжный — еще один вариант трансформации. В частности, несколько лет назад эта схема практиковалась в ныне закрытом клубе «Билингва». «Но в России формат почему-то до сих пор не получил должного развития, — сетует Ю. Тараненко. — Возможно, потому что идеологии двух бизнесов сильно разнятся, операторам сложно договориться о сотрудничестве».

Привлечь покупателей помогает и расширение ассортимента. Например, таким путем пошла сеть «Республика», которая дополнила книжный ряд сопутствующими товарами: чехлами для мобильных устройств, предметами для рисования, развивающими и обучающими играми. В «Новом Книжном» (ТЦ «Садовая Галерея») на Сухаревской площади можно найти все для творчества. Кроме того, лояльность читательской аудитории поддерживают встречи с писателями, мастер-классы и пр.

Искать новые концепции сегодня становится жизненно необходимым, делают вывод эксперты. «В условиях сложной экономической ситуации и снижения покупательской способности в борьбе за клиента все меры хороши», — считает Наталья Куваева, руководитель проектов департамента стратегического развития NAI Becar.

Надежда Двоскина, 

"Недвижимость и Цены" №20(633)/18-24 мая 2015, стр.140,

http://dmrealty.ru/SearchContent/View?

RRG, Россия, Москва,
ул. Крутицкая, дом 9, стр.2
Телефон +7 (495) 981 0012


© RRG 2020.
Перепечатка материалов сайта
только с письменного разрешения.
Пользовательское соглашение об обработке персональных данных
На главную Карта сайта
О компании Новости Услуги Технологии Предложения Аналитика Клиенты Контакты