Rambler's Top100
+7 (495) 981 0012
Москва, ул. Ленинская слобода,
д. 19, стр. 1, офис 319
На главную Карта сайта Подписаться

Мы все больны футболом

30.04.2015

До Чемпионата мира по футболу, который состоится в нашей стране, еще три года, а отельеры уже готовятся к мировому первенству. Турнир такого масштаба ждут с замиранием сердца не только миллионы поклонников "спорта №1" по всей планете, но и бизнесмены, которые - и в этом нет ничего удивительного - хотят сорвать куш во время футбольной лихорадки. И поэтому вдвойне интересно, чего стоит ожидать многочисленным туристам, особенно самым искушенным из них.

Отельеры ждут гостей

ФИФА предъявила к России, как хозяйке мирового первенства, целый ряд серьезнейших требований, в том числе и в плане гостиничной инфраструктуры. Так, каждый город, принимающий игры группового этапа, должен предлагать порядка 7 760 мест в гостиницах различной категории звездности - от 5 до 2+. При этом в Москве, в которой пройдет финальный матч, должно насчитываться 29 780 номеров, а в Санкт-Петербурге, принимающем одну из игр полуфинала, а также матч за бронзовые медали мундиаля - 14 410 номеров.

По словам руководителя отдела гостиничного бизнеса и туризма, партнера Cushman & Wakefield Марины Смирновой, Москва, в целом, имеет такое количество номеров в качественных отелях, и они более-менее соответствуют требуемой удаленности от стадиона "Лужники" (40 минут на автомобиле), если движение будет организовано соответствующим образом. "Правда, по количеству объектов может быть недобор: для болельщиков нужно будет иметь 100 гостиниц по 170 номеров, класса "2+ звезды", такого количества можно и не найти: в Москве всего порядка 300 отелей, не считая мини-гостиницы. Однако можно использовать сервисные апартаменты - в столице, по разным данным, до 300 тыс. квартир сдается в наем, часть - на посуточной основе. Соответствующие проблемы могут быть и в Санкт-Петербурге", - считает эксперт.

Директор по развитию компании "1Капиталь" Дмитрий Соломников выразил мнение, что на данный момент существующий номерной фонд необходимо увеличить примерно вдвое, добавив, что за оставшееся до чемпионата мира время сделать это вполне реально. "Никто не верил, что мы сможем вовремя сдать все объекты в Сочи, однако мы справились. Я думаю, что до 2018 года мы также сможем завершить необходимую подготовку для качественного проведения турниров", - уверен он.

Важно упомянуть, что такой масштабный турнир, как чемпионат мира по футболу, посещают не только болельщики команд, но и высокопоставленные гости, к примеру, политические лидеры и крупные бизнесмены. В связи с этим возникает вопрос: а хватит ли всем им места, учитывая, что к их размещению предъявляются на порядок более высокие требования, нежели к рядовым болельщикам. Однако, как отмечают эксперты, в регионах наблюдается дефицит высококлассных гостиниц. "Не менее 150 номеров в каждом городе должно соответствовать категории "5 звезд". На сегодняшний день ниша верхнего ценового сегмента в региональных городах вакантна, за исключением некоторых (Екатеринбург, Самара, Сочи, Казань, с натяжкой - Калининград). И в целом, гостиницы класса upscale/upper upscale региональным рынком не востребованы", - констатирует Марина Смирнова.

Она напомнила, что, если строго придерживаться требований ФИФА, нужно будет почти в каждом региональном городе построить по одной пятизвездочной гостинице, как минимум, 300-400 номеров в сегменте "4-5 звезд", столько же в "3+ звезды". Если не брать в расчет отели экономного уровня, то всего, полагает Смирнова, необходимо построить порядка 6-7 тыс. номеров, в основном, категории "3+". На эти цели, по подсчетам эксперта, потребуется свыше 1 млрд. долларов.

В то же время руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL Дэвид Дженкинс убежден, что с гостиницами для "випов" в России все в порядке. "На наш взгляд, во всех основных городах чемпионата мира по футболу вполне достаточно отелей VIP-уровня, то есть ориентированных на высокопоставленных гостей мероприятия. Гостиничный рынок в регионах страны развивается постепенно в течение последних десяти лет. Мы видим, как все крупнейшие операторы открывают там объекты под брендами самых разных сегментов, и темп этих открытий только увеличивается", - сообщил специалист.

Спорт повышает ставки

Еще один важный вопрос, который возникает в преддверии мирового первенства - это изменение ценовой политики в отелях на время турнира. Так как ЧМ-2018 наверняка привлечет внимание огромного количества туристов, то вполне логично, что операторы захотят извлечь для себя из этого максимальную выгоду. Эксперты сошлись во мнении, что цены на гостиничные номера в период соревнований вырастут примерно вдвое. "Гостиницы будут пытаться повысить стоимость размещения. Это стандартная практика во всех странах. Один из операторов в Германии, например, продавал номера в трехзвездочном отеле во время ЧМ-2006 в 10 раз дороже, чем обычно", - сообщила Марина Смирнова, также вспомнив и Чемпионат Европы 2012 года на Украине, где, по сведениям эксперта, средняя цена продажи в качественных отелях Киева была вдвое выше, чем обычно.

Аналитики напомнили об Олимпийских Играх в Сочи в 2014 году - тогда некоторые отельеры повысили тарифы на 121%. На время соревнований самыми доступными были мини-отели и гостиницы категории "1-2 звезды": в них можно было поселиться максимум за 2 936 рублей (одноместный номер) и 4 600 рублей (двухместный). Снять апартаменты в пятизвездочном отеле можно было за 13 тыс. рублей, а обычный одноместный номер - за 8 253 рубля. При этом федеральное правительство предпринимало попытку заморозить цены на проживание в городе-курорте, однако едва ли можно сказать, что она увенчалась успехом. Аналогичные меры власти страны готовы принять и сейчас. В середине апреля Министерство культуры РФ подготовило проект постановления правительства о госрегулировании цен на гостиничное обслуживание в городах, принимающих матчи чемпионата мира по футболу и Кубка конфедераций. В ведомстве отметили, что это рабочий документ и стоимость будет скорректирована.

Некоторые игроки рынка выразили опасения, что любые попытки ограничить цены являются опасными, отметив, что за три года ситуация может кардинально изменится. "Средний тариф должен быть гибким и иметь возможность регулироваться в разные периоды чемпионата мира, а не быть единым в течение всего времени проведения мероприятия, поскольку цена на номер, как и уровень загрузки, обычно меняется изо дня в день, от матча к матчу", - считает Дэвид Дженкинс.

Вполне логично задаться вопросом, как изменятся цены после проведения чемпионата, когда зарубежные туристы отправятся домой и заполняемость гостиниц резко уменьшится. Марина Смирнова полагает, что это во многом зависит от того, сколько и где конкретно будут построены отели. В качестве примера она привела Сочи, где стоимость размещения после Олимпийских игр снизилась в 2-2,5 раза. Дмитрий Соломников допускает, что после проведения турниров отельеры будут вынуждены понизить цены на 40-50% до привычного уровня.

Пас из-за границы

Спортивные мероприятия такого уровня, особенно футбольные, всегда пользуются огромной популярностью у болельщиков во всех странах мира. Не удивительно, что и грядущий турнир ознаменуется наплывом туристов. По прогнозам Минкульта, на ЧМ-2018 приедут свыше 25 млн. болельщиков и 53 тыс. участников.

Тем не менее, эксперты опасаются, что политический кризис может серьезно отразиться на туристическом потоке. "На данный момент все еще остро стоит вопрос санкций. В целом мы не знаем, какую риторику проводят иностранные государства в отношении своих граждан", - поделился Дмитрий Соломников. "Сейчас в Западной Европе Россия как туристское направление не популярно. Хотя болельщики - народ особый, но, скорее всего, негатив будет нагнетаться и на объемах спроса это отразится. Как это было, собственно, в Сочи, еще до всей этой истории", - соглашается Марина Смирнова.

А вот Дэвид Дженкинс, напротив, убежден, что политическое противостояние России и стран Европы и Запада едва ли отпугнет футбольных фанатов. "Что касается чемпионата мира, то здесь каждый конкретный город, где будет проходить определенная игра, сможет получить или не получить свою выгоду. Если поболеть за свою команду приедут активные и многочисленные группы фанатов из Англии, Германии или Нидерландов, то мы наверняка увидим высокий спрос на гостиницы и, как следствие, хорошую заполняемость в день матча (и на самом деле только в этот единственный день)", - рассуждает он.

Аналитики не сомневаются, что города-участники ЧМ должны выжать максимум пользы из футбольной лихорадки, но для этого организаторам нужно придумать, чем заинтересовать иностранных туристов. "Основная идея проведения крупных международных событий - привлечение новых иностранных туристов в страну. Такие турниры позволяют серьезно развивать внутреннюю инфраструктуру, знакомить приезжающих иностранных гостей с местной культурой, привлекать их на дальние посещения", - комментирует Соломников.

Дэвид Дженкинс возлагает надежды на Сочи, который, по его словам, получит хороший бонус от приезда болельщиков в том случае, если они решат задержаться подольше, наслаждаясь солнечной погодой и купанием в Черном море. "На самом деле, по моему убеждению, Сочи должен организовать обширную фан-зону в формате кемпинга, например, чтобы стимулировать туристов остаться на курорте на более длительный срок. Если же в Сочи будут проходить матчи с участием менее популярных или менее известных команд, тогда основной аудиторией станут преимущественно локальные болельщики, которые вряд ли воспользуются проживанием в отеле в принципе", - заметил он.

Заместитель генерального директора компании RRG Эвелина Ишметова добавила, что такие города, как Москва, Санкт-Петербург, Сочи и Казань уже принимали крупные международные мероприятия, потому они определенно готовы к тому наплыву туристов, которые обычно сопровождают проведение Кубка конфедераций и последующего Чемпионата мира. Она сослалась на опыт Бразилии, где благодаря Кубку Конфедерации и Всемирному Дню Молодежи в свое время восемь аэропортов в стране зафиксировали значительный рост прибытий туристов: 8,7% в Бразилии, 6,7 % и 5,2 % - в Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу соответственно. "Кубок мира положил конец застойным явлениям в туристической отрасли, которые наблюдались в стране на протяжении предшествующих пяти лет. Число иностранных туристов с 5 млн. человек в 2009-2010, по нашим расчетам, к 2018 году вырастет до 8,95 млн.", - заверила Ишметова.

Эксперт предполагает, что в первую очередь Россия будет делать ставку на внутренний туризм, из расчета 60 к 40. "Как правило, города, принимающие такие мероприятия, становятся площадками для других крупных событий. Яркий пример тому - Казань, где часть гостиничных объектов была распродана под квартиры, часть используется для студенческого городка, а часть так и осталась гостиницами. То же самое сейчас происходит в Сочи", - резюмировала она.

Жизнь после футбола

Однако не стоит забывать, что футбольный ажиотаж довольно скоротечен, а отелям, выросшим в ожидании турнира, как грибы после дождя, нужно будет как-то выживать и дальше. Дэвид Дженкинс отметил, что, как правило, все города испытывают спад после какого-то значимого крупного события, если только у них нет других способов или причин для привлечения инвестиций для дальнейшего развития туризма. "Такие города, как Сидней и Барселона, например, смогли сделать это после своих Олимпийских Игр. С учетом сложности оформления иностранных виз в России, вряд ли удастся кардинально изменить ситуацию в лучшую сторону, однако в теории это была бы идеальная возможность, особенно для Санкт-Петербурга", - заявил эксперт.

Марина Смирнова провела параллели с Украиной, где в 2012 году, наряду с Польшей, проходил Чемпионат Европы по футболу. "Тогда в Киеве построили порядка 6 отелей на более чем 1,2 тыс. номеров. При этом планировалось построить 70 объектов. Но и это удвоило предложение качественного уровня в городе. В результате в июне-июле 2013 года RevPAR киевских отелей снизился на 20% по сравнению с летом 2012 года", - рассказала эксперт.

Также Смирнова упомянула и об опыте Пекина, где в 2008 году состоялись Летние Олимпийские игры. "Номерной фонд в китайской столице существенно расширился, в результате в 2009 году RevPAR также снизился на 33% по сравнению с олимпийским 2008 годом", - указала Марина Смирнова.

В свою очередь Дмитрий Соломников призывает возложить выживание всей построенной инфраструктуры на плечи государства, которое должно проводить соответствующую политику: развивать местный туризм - воссоздавать памятники культуры в регионах, создавать новые интересные объекты; придумывать новые форумы и так далее. "Без господдержки большая часть гостиничного фонда будет не нужна", - констатирует специалист.

И напоследок стоит напомнить, что ранее Министерство спорта РФ предложило сэкономить на строительстве гостиниц к ЧМ-2018 сразу в нескольких городах. Таким образом власти намерены сократить совокупные расходы до 637,6 млрд. рублей. Как это скажется на общей подготовке к мировому турниру и обеспеченности туристов номерами в отелях, пока можно только догадываться. Остается надеяться, что такая экономия федеральных чиновников не испортит спортивный праздник болельщикам и отельерам.

Илья Китов,

Arendator.ru от 30.04.2015 г.,

http://www.arendator.ru/articles/139660-my_vse_bolny_futbolom/ 

RRG, Россия, Москва,
ул. Ленинская слобода,
д. 19, стр. 1,
БЦ Омега Плаза, офис 319
Телефон +7 (495) 981 0012


© RRG 2024.
Перепечатка материалов сайта
только с письменного разрешения.
Пользовательское соглашение об обработке персональных данных
На главную Карта сайта
О компании Новости Услуги Технологии Предложения Аналитика Клиенты Контакты