Прошедший год в очередной раз показал, что резкое падение рубля по отношению к доллару и евро оказывает прямое воздействие на бизнес многих игроков рынка розничной торговли России. Реакция ритейлеров последовала незамедлительно — операторы повысили цены и оптимизировали затраты на развитие.
Ускользающая прибыль
Опрос JLL показал: новые коллекции ритейлеры приобретают за полгода или год, а продают в течение трех месяцев. Аналитики рассчитали средние убытки ритейлеров в каждом периоде. Также они выяснили, что продавцы предпочитают не менять цены в течение сезона и не управляют своими валютными рисками. Их действия сводятся к ежемесячному пересмотру обменного курса со своим банком, который фиксируется на месяц. Это позволило использовать средние ставки Центрального банка для расчета убытков, которые понесли предприятия розничной торговли от девальвации.
Выяснилось, что за счет обесценивания рубля розничные торговцы потеряли в среднем 14,3% в евро и 13,7% в долларах за каждый сезон (весну, лето, осень). Таким образом, совокупный убыток в 2014 г. составляет около 41% в евро и 43% в долларах. «Используя форвардный валютный курс, мы можем ожидать еще большее снижение прибыли ритейлеров», — отмечает Олеся Дзюба, заместитель руководителя отдела исследований JLL.
«Операторы как будто зажаты в тисках, они испытывают давление от возросшей арендной ставки и увеличившихся закупочных цен, — пояснил «Н&Ц» Роман Гусейнов, коммерческий директор «Торговый Квартал Менеджмент». — В будущем возможны трудности с поставками товара, потому что по прежним валютным ценам покупать невыгодно, а о новых условиях оперативно договориться не получится. Не исключено, что в 2015 г. некоторые компании столкнутся с недостатком коллекций и ассортимента».
Уже в декабре 2014 г. ритейлеры объявили о повышении цен. По данным Knight Frank, в IV квартале наиболее заметно выросли цены у продуктовых операторов, в сегменте «одежда и обувь» рост цен составил в среднем 5–7%, а в некоторых случаях — 15%. Это создало ажиотажный спрос. Перед Новым годом, подгоняемые кризисными настроениями, люди торопились конвертировать накопления в товары потребления. Декабрьские продажи существенно превысили показатели 2013 г. и позволили ритейлерам создать «подушку безопасности» на первые месяцы низкого сезона 2015 г.
Сейчас цены на товары увеличились почти во всех сегментах. По данным Cushman & Wakefield, к стоимости прибавилось от 15 до 50%.
«Мы наблюдаем падение оборотов, обусловленное снижением доходов населения и ростом количества новых объектов, — комментирует Денис Колокольников, председатель совета директоров компании RRG. — Торговые операторы занимаются не развитием бизнеса, а его оптимизацией, то есть пытаются спасти сети — закрывают неэффективные магазины, уходят с площадок, где не удается договориться о фиксации ставок в рублях».
Хуже всего чувствуют себя fashion-ритейл, рестораны для верхушки среднего класса (так называемого up middle class), туроператоры, банки. Представители этих сегментов серьезно «ужимаются» и 2015 г. воспринимают как испытание.
О закрытии части магазинов объявили «Стокманн», «Спортмастер», Media Markt, Camaieu, Domani, Incity, Adidas. Ряд операторов решили покинуть российский рынок — Sepala, Esprit, Gerry Webber, New Look, River Island. Некоторые операторы намерены сократить площади и увеличить долю онлайн-продаж.
«Между тем ожидать, что уход ритейлеров с российского рынка станет массовым, не стоит — он является одним из наиболее емких в Европе и перспективен для розничных сетей, — замечает Максим Палт, аналитик отдела исследований рынка CBRE. — Международные бренды по-прежнему предпочитают торговые центры в качестве площадки для своего первого открытия в российской столице. Активность иностранных ритейлеров объясняется тем, что «входной билет» на московский рынок стоит меньше, чем в некоторых европейских городах».
Так, германская Tengelmann Group, которая развивает в России магазины товаров для дома OBI, в конце 2014 г. заявила о намерении открыть в Подмосковье сеть продуктовых дискаунтеров Plus. До 2020 г. компания планирует инвестировать в это направление 500 млн евро.
Есть форматы, которые даже в кризис чувствуют себя уверенно и продолжают развиваться. Это прежде всего супермаркеты FMCG: крупные торговые сети своих планов на развитие не отменяли и, возможно, они даже упрочат позиции по итогам 2015 г.
«Москве по-прежнему не хватает порядка 500 тыс. кв. м магазинов, торгующих продуктами питания и товарами повседневного спроса, — отмечает Д. Колокольников. — Это дает основания прогнозировать, что крупные ритейлеры могут и дальше, даже в кризисный 2015 г., развивать сети в районах массовой застройки». Не снижают активности и магазины детских товаров, аптечные сети. Традиционно неплохо чувствует себя сегмент DIY.
Рынок арендатора
«Если в октябре-ноябре 2014 г. собственники помещений еще не хотели идти на уступки, то сегодня они осознали долгосрочный тренд и готовы обсуждать условия, чтобы сохранить арендаторов, — рассказал «Н&Ц» Сергей Камлюк, директор департамента торговой недвижимости компании Praedium. — Все наконец поняли: в ближайшие год-два лучше заработать хоть что-то, чем совсем ничего, а когда ситуация стабилизируется, можно изменить условия договора».
В декабре 2014 г. наметилась тенденция пересогласования коммерческих условий договоров с целью фиксации валютного коридора, установки рублевой арендной ставки или процента от товарооборота. Сейчас тренд нарастает. Многие ритейлеры из-за колебаний курса не намерены продолжать отношения с собственниками, которые отказываются пересматривать соглашения.
По данным CBRE, к концу 2014 г. ставки в торговых центрах Москвы снизились на 10–15%. В 2015 г. аналитики ожидают корректировки в 20% даже в успешных проектах.
Наибольшему негативному влиянию подвержены центральные улицы столицы — Тверская, Мясницкая, Маросейка, где снижение, по данным компании CBRE, в среднем составило 15%. В торговых коридорах за пределами Садового кольца (Кутузовский, Ленинский, Ленинградский проспекты, проспект Мира, Профсоюзная улица) цены пока стабильны, хотя изначально они на 10–15% ниже, чем на центральных улицах.
Туманные перспективы
Февраль-март традиционно считается не лучшим временем для ритейла, а в текущей ситуации I квартал оказался тяжелым и депрессивным.
«Существенное влияние на рынок недвижимости в целом продолжают оказывать санкции, экономический спад, валютные колебания и общая неопределенность, — говорит Д. Колокольников. — На этом фоне уровень уязвимости всех сегментов будет неуклонно расти».
Эксперты отмечают, что торговые операторы развиваются с осторожностью, рассматривая лучшие предложения от девелоперов и анализируя эффективность каждого магазина. Более или менее стабильно чувствуют себя девелоперы высококачественных проектов с выгодным местоположением и высоким покупательским трафиком.
Екатерина Камазинская,
журнал "Недвижимость и Цены" №14(629)/6-12 апреля 2015, стр.132