По мнению экспертов компании RRG, как минимум, в первые месяцы года существенное влияние на рынок недвижимости в целом продолжат оказывать санкции, введенные в отношении России, экономический спад, валютные колебания, общая неопределенность и непонимание ситуации. На этом фоне будет неуклонно расти уровень уязвимости всех сегментов рынка.
Инвестиционная активность на рынке коммерческой недвижимости останется крайне низкой: у инвесторов сегодня нет однозначного понимания, как будет развиваться ситуация в дальнейшем и на какие уровни доходности необходимо ориентироваться. Поэтому многие из них берут паузу, откладывая принятие решений до лучших времен. При этом есть пласт активных инвесторов, которые ищут возможность купить объекты с существенной скидкой на «низком» рынке. Такая картина сохранится в начале 2015 года.
Спрос на аренду объектов коммерческой недвижимости будет неуклонно падать в первом квартале года. «Существенная доля компаний-арендаторов может приостановить либо пересмотреть свои планы по развитию бизнеса, ряд компаний вообще закроется, что, естественно, приведет к продолжающемуся падению спроса на качественные офисы, склады и торговые помещения», – говорит председатель совета директоров компании RRG Денис Колокольников.
Ожидать появления новых проектов в 2015 году особо также не приходится. «Понятно, что сейчас, ввиду полной экономической неопределенности, выходить на рынок с какими-то масштабными планами слишком рискованно. Крайне негативно повлияет на девелоперский бизнес и повышение ключевой ставки ЦБ до 17%: за счет роста стоимости кредитов повысится стоимость реализации проектов. Учитывая и без того высокие ставки по кредитам для бизнеса, большинство из них станут просто нерентабельными», – отмечает Денис Колокольников.
В RRG полагают, что ключевым трендом 2015 года на рынке коммерческой недвижимости станет стремление всех участников к оптимизации затрат на существование и развитие. «В последние месяцы к осознанию необходимости максимально оптимизировать расходы пришли практически все участники рынка, – отмечает Денис Колокольников. – Однако на этом фоне в будущем году мы ожидаем усиления спроса на качественные услуги консультантов и геомаркетологов. Девелоперы, способные продолжать развитие вопреки кризисным явлениям в экономике, будут нуждаться в точных и обоснованных рекомендациях по расположению новых объектов. Арендаторы, в свою очередь, наверняка будут искать пути сокращения арендных затрат, а инвесторы – возможности извлечения максимальной выгоды из сложившейся на рынке ситуации. Можно ожидать, что резко возрастет востребованность геомаркетинговых инструментов для прогнозирования оборотов, наработок в области инновационного консалтинга. В целом будет набирать обороты тенденция к поиску новых решений, выработке новых продуктов, пересмотру, реконцепции и оптимизации стратегий развития бизнеса».
«Будущее рынка коммерческой недвижимости волнует всех его участников, и многие пытаются делать какие-то прогнозы, даже цифры называют. Но, на самом деле, полноценно спрогнозировать показатели развития рынка в 2015 году сегодня практически невозможно: это гадание на кофейной гуще. Мы до сих пор не достигли «дна», или стабильности в фундаментальных вопросах, поэтому не можем оценить масштабы кризиса и планировать какие-то дальнейшие действия. По сути можно сказать, что 2015 год однозначно будет непростым. Хотя я не исключаю вероятности относительно нейтрального выхода из ситуации. А сейчас «видимость» нулевая, поэтому лучшее, что мы все можем сделать, – это зажмуриться и работать дальше, периодически подсматривая новые тенденции», – резюмирует Денис Колокольников.
Дмитрий Догоруков,
Нрн.рф от 19.01.2015 г.,
http://нрн.рф/nrnlive/714/88323/