Недавние новогодние праздники застали врасплох некоторых любителей животных, собравшихся провести каникулы в другом городе, а то и вовсе заграницей. Как можно догадаться, перед ними стояла дилемма: взять питомца с собой и тем самым обречь себя на разного рода хлопоты, о которых пойдет речь ниже, или предоставить заботу о любимой собаке или кошке профессионалам, а самому как следует насладиться отдыхом. Во многих странах мира гостиницы для животных уже давно не редкость и являются довольно прибыльным делом. Однако в России эта ниша еще толком не занята и таких заведений по всей стране, как говорится, кот наплакал.
Рыбный люкс
В западных странах зоогостиницы появились еще в далеких 70-х годах XX века и на сегодняшний день стали довольно обыденным явлением. К примеру, в Англии насчитываются сотни подобных заведений, а в США их количество и вовсе доходит до 10 тысяч. В России же история отелей для домашних питомцев едва ли насчитывает два десятка лет. Первые такие гостиницы появились в Подмосковье в середине 1990-х годов при дачах и заброшенных конюшнях. Тогда эта услуга получила название "передержка". Ее возникновение во многом было обосновано трудностями, с которыми незадачливые граждане сталкивались еще на стадии подготовки к путешествию. Оно и понятно - ведь даже для того, чтобы животное допустили на поезд или самолет, требуется пройти обследование и получить заключение ветеринара, которое действует всего несколько дней. И это не говоря уже о самой поездке, которая является для питомца серьезным стрессом.
В нашей стране отели для домашних животных расположены, в основном, в крупных городах - в первую очередь, Москве и Санкт-Петербурге. Большинство из них открываются на базе ветеринарных клиник, вивариев или кинологических центров, которые в данном сегменте нашли для себя дополнительный способ заработка.
Контингент постояльцев зоо-отелей довольно разнообразен – от кошек и собак до морских свинок. В некоторых гостиницах есть в наличии номерной фонд даже для аквариумных рыбок. К примеру, один из интернет-магазинов предлагает номера люкс объемом от 300 до 1 200 литров. Согласно прейскуранту, в список оказываемых услуг входят подмена воды раз в два дня, строгий световой режим и кормление "настоящими рыбными деликатесами" от шеф-повара. "В зависимости от размеров рыбкам будет предложена живая артемия, мороженый циклоп, фарш из морепродуктов, креветки, спирулина, мороженый мотыль, дождевые червячки, высококачественные сухие корма. Для вегетарианцев будет предложено растительное меню – это салат, огурчики, кабачки, листья одуванчиков и вышеперечисленная спирулина", - сообщается в меню отеля. Стоимость размещения здесь колеблется в пределах от 300 до 500 рублей в день при минимальном сроке проживания в семь дней.
Деятельность гостиниц для животных в России регулируется довольно слабо. В 1997 году было введено обязательное лицензирование соответствующей, однако в 2005 году такой контрольный механизм признали неэффективным, и лицензирование отменили. Сейчас никаких четких правил и стандартов организации зоо-отелей нет, достаточно лишь соблюдать требования ветеринарного, санитарно-эпидемиологического и экологического надзора.
В 2010 году в Росстандарте был создан технический комитет N 140 "Продукция и услуги для непродуктивных животных". Судя по информации на официальном сайте ТК, его специалисты уже несколько лет занимаются разработкой различных ГОСТов, регламентирующих и гостиничный сервис, но какого-то единого стандарта в этом вопросе до сих пор не существует. Все это вкупе с недостаточным контролем со стороны надзорных органов приводит к тому, что многие заведения работают нелегально и в них попросту не соблюдаются элементарные правила ухода за животными. Как следствие, в Интернете можно найти немало жалоб на такие недобросовестные гостиницы, в которых погибают мохнатые постояльцы.
Псу под хвост
Данные о том, сколько средств нужно вложить в открытие стандартной зоогостиницы, сильно разнятся. По словам заместителя генерального директора группы компаний RRG Эвелины Ишметовой, для этого будет достаточно порядка 1 миллиона рублей. "Лучше всего для этого выбрать спальный район, стоимость аренды здесь будет составлять примерно 40-50 тысяч рублей в месяц. Очень хорошим местом для такого заведения станет частный дом, в котором можно организовать еще и место во дворе для выгула питомцев", - поделилась мнением эксперт. Она также отметила, что площадь гостиницы будет зависеть от предпочтений владельца, начинать можно даже с 50 квадратных метров - "на такой территории вполне реально разместить не только сам номерной фонд, но и комнату, в которой животные могут погулять".
Многие аналитики рынка коммерческой недвижимости склонны считать зоогостиничный бизнес в России априори убыточным. По некоторым подсчетам, он может быть рентабельным при ежесуточной цене не менее 500 рублей и среднегодичной заполняемости номеров в 90%. Большинство московских и подмосковных "скотных дворов" берут за сутки в среднем от 300 до 1 500 рублей.
И все же эксперты призывают не забывать о том, что бизнес на домашних любимцах имеет ряд особенностей, которые могут сыграть злую шутку с девелопером: прежде всего нестабильность. "На этом рынке наблюдается нелинейный спрос, то есть обусловленный периодами отпусков, при этом существует "высокий" и "низкий сезон". Так называемый "высокий сезон" для зоо-отелей отмечается на период отпусков и государственных праздников", - пояснила руководитель проектов департамента стратегического развития NAI Becar Наталья Куваева.
Эвелина Ишметова уточнила, что пик спроса на услуги гостиниц наблюдается во время летних отпусков, новогодних и майских праздников. При этом, заверила она, может быть занято до 80% мест, однако в период спада то же количество мест пустует.
Зверские условия
В условиях не самой спокойной экономической обстановки в России перспективы развития зоо-отелей весьма туманны. Неясное будущее этого сегмента недвижимости вызвано в большей степени низким курсом рубля. Эксперты напоминают, что практически все корма и аксессуары для животных импортируются, соответственно, издержки зоо-отельеров растут. Разумеется, это ведет к повышению цен на услуги по содержанию животных, поэтому спрос падает.
Не уверенные в завтрашнем дне россияне начинают сокращать потребление и экономить практически на всем, особенно на домашних любимцах. К тому же, цены на породистых собак и кошек выросли, поскольку содержать их стало дороже. Как следствие, спрос на ветеринарные и сопутствующие им услуги также упал.
Зоогостиничное дело заключает в себе массу сложностей, поэтому далеко не каждый такой отель имеет шансы стать успешным. Тем же смельчакам, кто все-таки решился открыть постоялый двор для братьев наших меньших, важно понимать, что "отбить" вложенные деньги быстро едва ли получится.
При открытии такого рода отелей эксперты коммерческой недвижимости призывают предусмотреть различные по своей площади комнаты для животных в зависимости от их размера. В заведениях премиум-класса, заявила Эвелина Ишметова, важно предусмотреть еще и номера различного уровня комфортности. "Для многих владельцев домашних животных важно качество предоставления таких услуг. Они говорят, что готовы заплатить немного больше, но быть при этом уверенными, что с их животными будут особенно хорошо обращаться", - заключила она.
Илья Китов,
Arendator.ru от 28.01.2015 г.,
http://www.arendator.ru/articles/137372-kotnyj_dvor/