Rambler's Top100
+7 (495) 981 0012
Москва, ул. Ленинская слобода,
д. 19, стр. 1, офис 319
На главную Карта сайта Подписаться

Пастораль для дилера

23.12.2014

Идея общинного хозяйствования как способа минимизировать издержки была реализована на авторынке в формате дилерской деревни — территории, на которой компактно размещаются автосалоны различных брендов. Смогут ли автодилеры пересидеть кризис в таких «деревнях»?

Российский авторынок в прошлом году падал — на 9,7% за первые одиннадцать месяцев, по данным «Автостата». Декабрь с его резкой девальвацией рубля стал месяцем ажиотажного спроса: покупатели выгребли со складов все подчистую — и неликвид, и автомобили премиальных марок, не обращая внимания на цвет и комплектацию. Особенной покупательской активностью отличались наши соседи по Таможенному союзу — казахи и белорусы, постаравшиеся сыграть на падении курса рубля, который российские автодилеры не успели быстро отыграть в своих прайс-листах. Немало было и соотечественников, которые «инвестировали» в автомобили свои обесценивающиеся рублевые накопления. По словам Александра Болотова, генерального директора компании «МИЭЛЬ-Коммерческая недвижимость», в условиях кризисного рынка покупатели вкладывали капитал в авто по аналогии с недвижимостью.

С учетом мощных декабрьских продаж падение российского авторынка по итогам 2014 года может показаться не таким страшным, но профессионалов не обманешь: дилеры готовятся к трудным временам, понимая, что дальше им придется зарабатывать в основном только на трейд-ин, сервисе и запчастях, а не на продажах новых авто. Торговля подержанными автомобилями тоже вряд ли облегчит их судьбу. «Пока россияне не готовы покупать и реализовывать подержанные машины через дилерские центры, — говорит вице-президент ГК «АвтоСпецЦентр» Владимир Моженков. — Около 90% сделок на вторичном авторынке заключается «из рук в руки» — со всеми вытекающими отсюда рисками». Словом, вопрос сокращения издержек для автодилеров встает в полный рост.

Концепция дилерских деревень, придуманная на Западе в 1950‑е годы, весьма рациональна: автомобильные бренды, собранные в одном месте, генерируют бóльшие потоки покупателей, при этом появляется возможность экономить на «коммунальных услугах» и за счет инфраструктуры общего пользования, а также совместной маркетинговой активности. Кроме того, в дилерских деревнях, принадлежащих одному мультибрендовому дилеру, можно сделать один большой кузовной цех на несколько марок. Это позволяет экономить на организации сервиса и поддерживать сбалансированную загрузку, проще поддающуюся контролю. Все это очень антикризисно.

В России дилерские деревни появились в начале 2000‑х годов в Подмосковье. Первым открылся «РОЛЬФ Химки» на Ленинградском шоссе (бренды Ford, Hyundai, Mazda, Mitsubishi). Дальше в игру включилась компания Major, построившая в 2007 году на Новорижском шоссе автодеревню, объединяющую не один десяток брендов.

Из-за масштабов территорий автодеревни тяготеют к окраинам городов. Самые лакомые для них места — площадки вблизи федеральных трасс, дорог в аэропорт и окружных магистралей. Одно из условий — отсутствие нежелательных соседей вроде строительных и продуктовых рынков.

«Формирование автодеревни — не только вынужденная, но и грамотная мера», — уверен Михаил Якубов, руководитель направления консалтинга девелоперских проектов компании JLL. Потоки клиентов в подобных проектах привлекает концентрация марок. «Эффект от такого соседства известен давно, — добавляет Юрий Тараненко, директор департамента коммерческой недвижимости группы компаний RRG. — Вспомните традиционный восточный базар — мощную точку притяжения, которая работает за счет широкого выбора предложений».

Классическая автодеревня устроена по принципу «государства в государстве». Множественные строения (салоны, шоу-румы, сервисные центры и т. д.) примыкают друг к другу либо стоят отдельно, но имеют при этом общие подъездные пути. «Такая внутренняя организация обеспечивает максимально широкий радиус охвата, удобство для покупателей и оптимизацию расходов для дилера», — подчеркивает Полина Жилкина, директор отдела стратегического консалтинга компании CBRE.

Средняя дилерская деревня в столичном регионе занимает площадь в 10 тыс. кв. метров. Эксперты рынка недвижимости причисляют автодеревни к проектам мультиформатного типа, поскольку в их структуру входят бизнес-подразделения с различным функционалом — торговым, офисным, складским и производственным. Одна из сложностей для владельца (или владельцев) такой территории — потрафить требованиям максимального числа вендоров. Ведь у каждого автоконцерна свое маркетинговое видение и представление о том, каким должен быть его дилер. Например, по словам Евгении Тетериной, старшего специалиста по связям с общественностью автоконцерна «Тойота Мотор», все дилеры Toyota работают в России по принципу «3S», то есть должны располагать шоу-румом, сервисной зоной, а также складом запасных частей и аксессуаров (по-англ.: show room, service, spare parts). Что касается производителей автомобилей премиум-класса, то они весьма неохотно соглашаются на соседство своих дилеров с другими брендами. «Так, Mercedes, BMW и Audi в силу своей корпоративной политики не должны располагаться вблизи точек продаж конкурентов, — говорит Михаил Якубов, руководитель направления консалтинга девелоперских проектов компании JLL. — Поэтому они априори не могут разместиться в автодеревне. Однако мультибрендовым дилерам — вроде Genser, Major, Рольф и других — такая стратегия, наоборот, очень выгодна».

Привлекательности в глазах потребителя дилерским деревням придает и широчайший спектр дополнительных услуг. Общинное хозяйствование на одной территории позволяет устроить настоящий «пир клиентоориентированности». Помимо продажи новых и подержанных авто и трейд-ин, здесь обычно предлагают круглосуточную техпомощь, эвакуатор, сервисное обслуживание, кредитование, страхование, а также массу «попутных» услуг для автовладельца: комфортные зоны отдыха, кафе, рестораны, консьерж-сервис для заказа такси на случай, если клиент остается без авто на время ТО.

По данным агентства «Автостат», в России насчитывается более 4 тыс. дилерских центров, из которых 3,5 тыс. представляют иностранные бренды. На долю Москвы и Санкт-Петербурга приходится около 18% от общего числа автосалонов. Как отмечают в RRG, несмотря на то что обе столицы отличаются наибольшей концентрацией дилерских центров, они далеко не на первом месте с точки зрения показателей обеспеченности автосалонами на душу населения. По версии Юрия Тараненко, лучше всего обеспечены автоцентрами жители таких городов, как Екатеринбург, Пермь, Казань, Нижний Новгород, Уфа и Ростов-на-Дону.

Конкуренция в обеих столицах велика, поэтому фокус развития дилерских сетей постепенно смещается в регионы. «Автопроизводители уже освоили города‑миллионники, а также отметились фирменными шоу-румами в населенных пунктах с числом жителей от 500 тыс. до миллиона человек», — говорит Азат Тимерханов, ведущий аналитик агентства «Автостат».

Концепция дилерских деревень, придуманная на Западе в 1950‑е годы, весьма антикризисна: автобренды, собранные в одном месте, экономят на «коммунальных услугах» за счет инфраструктуры общего пользования и совместной маркетинговой активности.

В автомобильном бизнесе существует жесткий отбор участников. По словам игроков рынка, инвестиции непрофессионалов в открытие дилерских центров почти всегда сгорают. Выживает тот, кто обладает опытом работы и компетенциями.

К тому же отдача у этого бизнеса уже не та, что была раньше. «В 1998‑м открытие салона в Москве обошлось нам в $1,5 млн, и эти инвестиции окупились за два с половиной года, — вспоминает Владимир Моженков из ГК «АвтоСпецЦентр». — При открытии салона в 2013 году инвестиции составили уже $20 млн. Из‑за кризисной ситуации на авторынке срок окупаемости предположительно займет пятнадцать лет вместо просчитанных изначально шести–семи».

Из-за нестабильной макроэкономической ситуации в стране интерес к новым инвестиционным проектам в автомобильном сегменте низок; основные игроки, как говорят эксперты, заняты не столько экспансией, сколько повышением эффективности текущих проектов. Между тем развитие дилерских сетей продолжается в основном за счет активности китайских автопроизводителей, которые, похоже, решили не сбавлять темпов и воспользоваться кризисом на российском авторынке, чтобы укрепить свое положение и расширить географическое присутствие. Их не смущает, что в массовом сегменте продажи автомобилей падают. И формат автодеревень китайцев тоже полностью устраивает: тесное соседство с другими брендами, уже вложившими сотни миллионов долларов в продвижение на российском рынке, им только на руку. Видимо, деревня сможет пережить любые кризисы. Даже если она автодилерская.

Наталья Денисова,

Бизнес-журнал от 23.12.2014 г.,

http://b-mag.ru/2014/nedvizhimost/pastoral-dlya-dilera/ 

RRG, Россия, Москва,
ул. Ленинская слобода,
д. 19, стр. 1,
БЦ Омега Плаза, офис 319
Телефон +7 (495) 981 0012


© RRG 2024.
Перепечатка материалов сайта
только с письменного разрешения.
Пользовательское соглашение об обработке персональных данных
На главную Карта сайта
О компании Новости Услуги Технологии Предложения Аналитика Клиенты Контакты