Суд в Амстердаме признал нидерландского производителя одежды и товаров модной индустрии Mexx банкротом. Временным управляющим, который изучит вопрос, сможет ли компания выйти из кризиса, назначен Фриц Кемпс. Несмотря на банкротство сети, магазины этого бренда в РФ закрываться не будут. При этом список брендов fashion-ритейла, заявивших о своём выходе с российского рынка пополняется всё быстрее. Происходящие на рынке события обсудили наши эксперты.
Какие бренды и форматы fashion-ритейла, сейчас находятся ближе всего к зоне риска работы на российском рынке?
Ксения Гревцова, руководитель направления по развитию ритейлеров в России
В непростом положении находятся (в основном одежные) форматы, которые зависят от закупок коллекций и обязательств по их объемам. Фэшн - Бренды, давно оперирующие на рынке у кого стабильная стратегия и сложившаяся аудитория – даже в условиях нестабильной экономики, останутся на плаву.
Елена Задорожная,руководитель направления услуг ритейлерам компании JLL
В текущей ситуации, под давлением падения курса рубля и нестабильной экономико-политической ситуации, большинство международных ритейлеров крайне сдержанны в своих планах по развитию и преимущественно выбирают стратегии оптимизации имеющихся активов на российском рынке. На мой взгляд, в зоне риска находятся некрупные, не очень узнаваемые сети среднего и премиального ценовых сегментов. Также это могут быть бренды, развивающиеся по франчайзингу.
Елена Ключарова, аналитик отдела исследований рынка CBRE
На сегодняшний день подавляющее большинство представителей non-food ритейла испытывают сложности с адаптацией к текущим экономическим условиям. В особенности это касается сегмента fashion, в котором конкуренция и борьба за потребителя изначально выше, чем в других сегментах. С начала года целый ряд международных fashion-операторов покинул российский рынок: бренды River Island, OVS, Esprit, New Look, Chevignon, Seppala закрывают последние магазины в Москве и регионах. До конца года рынок также может окончательно покинуть немецкий одежный оператор Gerry Webber. Операторы уходят с рынка по разным причинам: это и экономические трудности, которые испытывает франчайзинговый партнер, который развивает бренд, и сложная геополитическая ситуация, и низкая текущая или прогнозируемая операционная прибыль, и рост арендных ставок в торговых центрах и стрит-ритейле. В зоне риска, в первую очередь, находятся бренды, которые уже сейчас испытывают сложности с операционной прибылью не только в России, но и на других рынках. Также это - бренды, которые изначально развиваются по франшизе с помощью франчайзингового партнера, который в сложных экономических условиях не всегда способен инвестировать в его развитие. В условиях снижения покупательской активности под угрозой ухода с рынка также могут оказаться fashion-операторы сегментов люкс, премиум и upper-middle.
Юлия Соколова, директор по сдаче в аренду торговых центров, Knight Frank
В зоне риска сейчас находятся бренды, работающие в сегменте средний плюс. Покупатели в текущей ситуации либо покупают меньше, либо уходят в более бюджетные магазины. По этой причине магазины категории средний плюс особенно уязвимы.
Эвелина Ишметова, заместитель генерального директора группы компаний RRG
Если говорить конкретно о MEXX, то никаких сложностей на российском рынке возникнуть не должно. Говоря о перспективах компании на глобальном уровне стоит вспомнить, что банкротство – технический инструмент, часто применяющийся при сложной экономической ситуации внутри компании. Банкротство чаще всего совсем не означает закрытие бизнеса как такового, а влечет за собой перезапуск проекта, новый нейминг, стратегию, смену акционеров или другие изменения внутри компании.
Создаёт ли уход брендов с рынка условия для занятия этой ниши другими компаниями?
Ксения Гревцова
Безусловно, в непростое время, уходят бренды, у которых были слабые стороны в модели построения бизнеса. И освободившиеся ниши могут занять компании российского производства, либо бренды, только вышедшие в Россию, либо бренды старт-апы, для кого сейчас очень хорошее время, чтобы показать себя и заработать своего клиента.
Елена Задорожная
Это нельзя выделить в полноценный тренд, однако мы видим небольшое количество западных ритейлеров, которые позитивно оценивают текущую нестабильность и полагают, что она поможет «очистить» рынок, освободив его от слабых игроков и позволит сильным и профессиональным занять свою нишу. Они понимают, что сейчас можно получить то, что было недоступно ранее – в силу либо высоких цен, либо отсутствия предложения как такового (отсутствия вакансии). Но опять-тки повторюсь – таких не много.
Елена Ключарова
В условиях ухода с рынка ряда операторов, площади в торговых центрах и стрит-ритейле освобождаются и могут быть заняты другими fashion-операторами уже в скором времени. Ими могут локальные и федеральные бренды среднего и экономичного ценовых сегментов, которые на сегодняшний день чувствуют себя наиболее комфортно. Однако, говорить о феномене массовости все же довольно рано: уходят наиболее слабые бренды, количество торговых точек которых незначительно в сравнении, например, с рядом других более крупных международных федеральных брендов. Кроме того, вопреки всему, 36 новых международных брендов уже вышли на московский рынок в течение года. Некоторые из них (Deichmann, Lefties, MIO, Tartine et Chocolat) открыли сразу несколько торговых точек в торговых центрах и в стрит-ритейле.
Юлия Соколова
Массового ухода брендов с рынка нет. Российский рынок имеет большой потенциал, именно по этой причине бренды не уходят, а пытаются пересогласовать с собственника условия аренды, чтобы оптимизировать действующие магазины на период кризиса. Более того, новые бренды рассматривают выход на рынок, так как сейчас оптимальное время для согласования с собственниками лучших локаций по комфортным условиям. Безусловно, количество таких брендов уменьшилось из-за текущей ситуации, но тенденция сохраняется.
Эвелина Ишметова
Затрудняюсь ответить.
Считаете ли вы, что покидающие рынок бренды, могут вернуться на него после улучшения состояния экономики?
Ксения Гревцова
Уверена, что бренды, существующие в условиях стабильной экономки, и некогда ушедшие из России, рано или поздно вернутся, учитывая объем рынка российского потребителя. Другой вопрос их схема по возобновлению построения бизнеса в России может измениться – это уже по большой вероятности будет прямая схема работы, либо смена партнера на более надежного. Приятно слышать, что BNS – объявил, о том, что они продолжают работу по Мехх в России. С таким надежным партнером впоследствии могут пойти в Россию и бренды, потерявшие партнера в непростое время.
Елена Задорожная
Это возможно, поскольку интерес ритейлеров к России на перспективу по-прежнему сохраняется, учитывая объем рынка, возможности территориального развития и особенности российского потребления при позитивном фоне. Поскольку основное негативное влияние на ритейлеров вызвано колебаниями валютных курсов и снизившейся вследствие этого покупательской способностью, оптимистичными факторами станут стабилизация обстановки и растущая динамика потребительского спроса.
Елена Ключарова
Прибыль большинства международных fashion-операторов во многом зависит от стабильности валютного курса и покупательской активности на рынке. Основными признаками стабилизации ситуации на рынке станет решение геополитических вопросов и стабилизация курса рубля, что, в свою очередь, будет способствовать росту реальных доходов населения, увеличению покупательской способности и продаж бренда. Не исключено, что бренды, которые покинули рынок сейчас, смогут вернуться на рынок. Примерами в этом случае могут послужить розничные сети Debenhams, Bata и Stella McCartney, которые повторно вернулись на российский рынок после закрытия.
Юлия Соколова
Вероятность возврата брендов велика, например, New Look и River Island в России популярны, их возвращение – это вопрос времени. В зависимости от того, как будет складываться ситуация в экономике России, компании будут корректировать свои планы. В каком качестве они вернутся - через партнеров или самостоятельно, также покажет время.
Эвелина Ишметова
Спрос на одежду Mexx и масс маркет формат в целом в России стабильный. Думаю, что оценку текущей ситуации и её развития следует давать минимум через полгода.