В России, по данным Colliers International, в 2014 г. заявлялось 70 новых торговых центров площадью 2,6 млн кв. м. Из них 20% — в городах с населением до 350 000 человек. По факту, полагают аналитики, построят меньше. Например, в Москве планировалось сдать около 1 млн кв. м, но, как прогнозируют аналитики«Магазина магазинов», введут примерно 730 000 кв. м. Всего, по информации Дениса Соколова, партнера Cushman & Wakefield, в России сейчас строится примерно 140 ТРЦ общей площадью более 5 млн кв. м.
Самое большое открытие 2014 г. — московский ТРЦ«Авиапарк»(235 000 кв. м арендопригодной площади). В других городах самые крупные новые комплексы —«Лотос Plaza» в Петрозаводске(62 500 кв. м) и «Торговый парк № 1» в Твери(55 000 кв. м).
На фоне строительных рекордов в Москве растет уровень пустующих помещений: с 3,5% на конец II квартала 2014 г. до 6% на конец III квартала(данные JLL). По имеющейся у Cushman & Wakefield информации,«тенденция к снижению заполняемости ТРЦ распространяется на большинство регионов России», заявил Соколов.
Нестабильный трафик
С марта, по данным Watcom Group, посещаемость торговых центров в России в целом упала до 8%: в Москве, например, — на 5%, в Приволжском ФО — на 10%. Наибольшее снижение трафика наблюдается в ТЦ площадью 40 000-80 000 кв. м, расположенных вдали от метро. Крупные объекты и магазины«у дома» пока держат удар, кое-где посещаемость и обороты даже растут, комментирует Алексей Князев, управляющий партнер Watcom. В комплексах«Торгового квартала» в Домодедове и Калуге трафик увеличился на 8 и 15% соответственно, радуется Роман Гусейнов, коммерческий директор компании.
В Петербурге покупательская активность снижается даже в наиболее успешных торговых комплексах, сожалеет Роман Евстратов, партнер Rusland SP. По его данным, по сравнению с осенью 2013 г. в топовых«Галерее» и «Меге» выручка в некоторых магазинах упала в два и более раза. Посещаемость мытищинского ТЦ «Три кита» снизилась за год на 5-7%, говорит Артем Еранов, руководитель направления коммерческой недвижимости«БТР групп».
Кто держится
PPF Real Estate Russia наблюдает«положительную динамику [трафика] у гипермаркетов и фудкорта» в торгцентрах в Рязани и Астрахани, говорит Ольга Паршикова, исполнительный директор по торговой недвижимости. Продуктовые магазины всегда в кризис себя хорошо чувствуют, объясняет Денис Колокольников, гендиректор RRG: на продукты семьи, как правило, тратят до 25-30% бюджета. Если ритейлеры видят отток клиентов, то стараются их удержать при помощи программ лояльности, делится Юлия Лазарева, директор по развитию сети«Перекресток».
В московских торгцентрах«МД групп» спрос на торговые помещения не упал со стороны продуктовых ритейлеров и операторов фудкорта, также«держатся рестораны и детский сегмент», рассказала Юлия Дальнова, директор управления коммерческой недвижимости компании.
В двух региональных ТЦ «Торгового квартала» рост товарооборота на 22% показал«Ашан», проинформировал Гусейнов.
Кто теряет
«В плане развития“Адамаса” заложен рост в этом году на 25%, мы пока его выполняем, но прикладываем сверхусилия. Поддержать тот же темп в 2015 г. мы вряд ли сможем», — поделился Максим Вайнберг, исполнительный директор компании. Оборот«Модного континента» в этом году вырос на 8-10%, но продажи растут«в штуках», а в долларах падают, поэтому«маржи практически нет», рассказывает Вячеслав Демидов, директор по развитию сети.«Если раньше мы открывали по 150 магазинов в год, то сейчас согласовали открытие 31 магазина», — поделился он. Планы по открытию новых магазинов сократились у ритейлеров в среднем в 3 раза, подтверждает Булат Шакиров, гендиректор Praktika Development, президент Российского совета торговых центров:«На переговоры с девелоперами все чаще ходят сами владельцы [торговых сетей], которые внимательно оценивают трафик будущего ТРЦ».
В 2014 г. решения о закрытии магазинов в России принял ряд международных fashion-операторов: OVS Industry, Esprit, Seppala, River Island, New Look, перечисляет Анна Никандрова из Colliers International. Колокольников, ссылаясь на проведенный RRG опрос потребителей, говорит, что в период кризиса до 70% людей готовы отказаться от привычных брендов, чтобы сэкономить на одежде.
Как договориться
Брокеры призывают девелоперов проявлять гибкость в переговорах с арендаторами. По словам Демидова, им уже идут навстречу и соглашаются брать арендную плату как процент с оборота.«Модный континент» готов делиться от 6% (в малопосещаемых объектах) до 12% (в успешных)», — сказал он. Сейчас владельцы повернулись к нам лицом, рассказывает Яна Данильченко, директор по поиску помещений«Маза парка», и готовы выделять [по сниженным ставкам] под развлекательный парк в ТРЦ по 10 000-15 000 кв. м, надеясь, что он привлечет посетителей. Компания намерена до 2020 г. открыть 10 объектов в городах-миллионниках.
Praktika Development, управляющая московскими ТРЦ Mari и «Ривьера», подписывает в том числе и рублевые договоры с арендаторами, рассказал Шакиров.«БТР групп» по части действующих контрактов зафиксировала валютный курс, поделился Еранов:«Оборот у некоторых операторов снизился на 20%, приходится договариваться».
Снижение ставок на киоски по 10 кв. м в ТРЦ в этом году достигло 40-50%, рассказала Индира Шафикова, директор по реализации арендных программ Retail Profile Russia. Она привела пример: с лета 2014 г. мини-форматы в «Метрополисе» платят с 1 кв. м в год по 350 000 руб. вместо 600 000 руб.
Светлана Данилова,
Ведомости от 09.12.2014г.,
http://www.vedomosti.ru/realty/news/37062081/torgovcy-derzhat-udar