Валовый объем розничного товарооборота в нашей стране один из самых высоких среди стран Европы. Тем не менее в свете международной напряженности западные ритейлеры осторожны в оценке перспектив своего развития в России.
Было и прошло?
Чаще всего иностранные игроки начинали экспансию на российский рынок с Москвы. С 2011 г. в нашу страну пришли более 100 новых международных операторов. Особенно активным выдался прошлый год: порядка 40 новых брендов! Первое полугодие 2014 г. выглядит уже не столь впечатляющим: только 17 иностранных ритейлеров открыли свои первые объекты в России.
Согласно статистике CBRE, в 2013 г. более половины «пришельцев» являлись представителями профиля «одежда и обувь», 30% занял сегмент кафе и ресторанов, оставшиеся 19% поделили операторы спортивных и детских товаров, аксессуаров и ювелирных изделий. По профилю брендов, появившихся в этом году, картина такая: 50% — одежда и обувь, 17% — кафе и рестораны, 33% — детские товары, аксессуары. Большинство из них относятся к среднему ценовому сегменту.
«Неохотно к нам выходят продуктовые операторы — можно вспомнить, например, не увенчавшиеся успехом попытки Walmart, — рассказал «Н&Ц» Юрий Тараненко, директор департамента коммерческой недвижимости группы компаний RRG. — Основная причина — так называемые страновые риски, которые сейчас увеличились в связи с отсутствием роста в экономике и другими негативными факторами».
Среди наиболее значимых открытий в 2012 г. — объекты брендов Paul, Hamleys, Bath & Body Works, Mamas & Papas, Scotch & Soda, Wood Wood, Idexe, K-Ruoka, Debenhams; в 2013 г. — REDValentino, Takko Fashion, Krispy Kreme, Miki House, Patek Philippe.
В феврале этого года в торгово-развлекательном центре (ТРЦ) «Афимолл» начал функционировать первый магазин испанской обуви Conguitos. В апреле открылись торговые объекты немецкого бренда Deichmann в Москве и Санкт-Петербурге. В Барнауле введен в эксплуатацию гипермаркет тайской сети товаров для интерьера и дома Index Living Mall. В столичном многофункциональном центре «Легенда Цветного» появился первый не только в России, но и в Европе шоколадный бар Max Brenner. В центре Москвы открылись бар Hooters и pop-up store швейцарских часов Swatch. В ТРЦ «Рио» на Дмитровском шоссе введен в эксплуатацию магазин детских товаров итальянской марки Prenatal Milano.
«В 2014 г. долгожданной премьерой на столичном рынке станет город профессий Kidzania, — говорит Юлия Соколова, директор по сдаче в аренду торговых площадей Knight Frank. — Другим желанным для детей и их родителей брендом является Disney store — международная сеть магазинов игрушек и одежды с атрибутикой волшебного мира Диснея».
Сегмент демократичной молодежной одежды в 2014 г. может пополниться французской маркой Pimkie, а также испанской Lefties, самой молодой в портфеле Inditex.
Кроме того, есть все шансы полагать, что в России появятся две новые сети из Великобритании: в поиске помещения для крупного универмага находится House of Fraser, Blue Inc еще в прошлом году намеревалась привлечь партнера для развития. Южноафриканская сеть ресторанов Nando’s, известная маркетинговыми кампаниями, планирует открыть в Москве и Санкт-Петербурге до 20 заведений.
«Около одной трети иностранных ритейлеров предпочитают помещения в основных торговых коридорах города, — отмечает Андрей Привезенцев, руководитель направления аналитики рынка торговой недвижимости компании JLL. — Остальные выбирают наиболее качественные торговые центры (ТЦ)».
В CBRE «Н&Ц» привели следующие цифры: 24 из 33 брендов в 2013 г. выбрали моллы в качестве первых торговых площадок, в 2014 г. этот тип размещения предпочли 12 из 17 игроков. По мнению экспертов, торговые улицы интересны преимущественно представителям профиля «кафе и рестораны». Например, в 2014 г. бренд Tartine et Chocolat выбрал Ленинский проспект в качестве первой площадки, а Max Brenner открыл кофейню в проекте «Легенда Цветного».
«Иностранные операторы предпочитают открыть несколько магазинов в торговых центрах, а уже потом — на популярных улицах города», — уточняет Ю. Соколова.
«Говорить о торговых улицах в спальных районах или бизнес-центрах как о неких альтернативных площадках для выхода новых брендов еще довольно рано, — обращает внимание Елена Ключарова, аналитик отдела исследований рынка CBRE. — В ближайшее время приоритет по-прежнему сохранится за ТЦ и центральными улицами».
Как правило, требования при подборе помещений международных брендов глобально не отличаются от стандартов ведущих федеральных представителей. Выбор делается в пользу крупных торговых объектов с приемлемыми ставками, транспортной доступностью и востребованным составом арендаторов. «Площадь и характеристики помещения зависят от формата магазина: если это универмаг, потребуется от 1 до 1,5–2 тыс. кв. м, если монобрендовый магазин — 100–200 кв. м», — добавляет Ю. Тараненко.
Лучшее, конечно, впереди
Доля свободных помещений в качественных ТЦ Москвы в среднем составляет всего 3,5%, а в лучших проектах они практически отсутствуют. В основных торговых коридорах вакансия выросла и по итогам II квартала 2014 г. составляет 10%, тогда как в прошлом году находилась на уровне 5%.
«При выходе на рынок основной задачей является завоевание покупательской аудитории, — говорит Ю. Соколова. — Однако арендовать помещение в популярных ТЦ непросто, они, как правило, имеют длинные листы ожидания. Если речь идет об известном международном бренде, в привлечении которого собственник крайне заинтересован, задача решается быстро. Менее раскрученные операторы вынуждены ждать своей очереди. Как вариант, можно сделать выбор в пользу строящегося объекта, попасть в который гораздо проще».
Еще одним сдерживающим фактором для иностранцев является недостаточное количество надежных партнеров, способных разработать оптимальную модель развития сети и предотвратить возможные риски на этапе start up. Мешают и завышенные арендные ставки, поэтому, возможно, есть смысл обратить внимание на регионы.
«Не следует забывать и о сложной ситуации в экономике и политике, — напоминает Сергей Камлюк, директор департамента торговой недвижимости компании Praedium. — Как только ритейлеры почувствуют, что положение нормализовалось, они вновь потянутся на российский рынок. Здесь их ждет множество возможностей».
Екатерина Камазинская,
Недвижимость и Цены от 27.10.2014 г.