По мнению Минпромторга, консолидация сетевого ритейла негативно влияет на малый и средний бизнес. Поэтому, принимая решения о предоставлении девелоперам и ритейлерам земельных участков под возведение гипермаркетов, следует установить для них дополнительные согласования. В Европе и других странах Таможенного союза схожие требования уже существуют. Целесообразность введения названых ограничений обсудили наши эксперты.
Как вы относитесь к данной инициативе, какие плюсы и минусы видите в последствиях её введения?
Максим Палт, аналитик отдела исследований CBRE
Крупная и мелкая розница объективно играют в различных системах координат. Если первая обеспечивает потребителю низкие цены, то вторая - доступность и удобство совершения покупок. Обе эти ниши востребованы и могут успешно сосуществовать друг с другом при условии, что в стране (регионе) действуют нормальные условия для мелкого бизнеса. Иными словами, для того, чтобы развивался малый бизнес важно не столько ограничивать возможности крупных игроков, сколько минимизировать бюрократические и налоговые сложности для предпринимателей. Несколько сложнее ситуация в контексте взаимодействия крупной и средней розницы. Как правило, здесь речь идет о конкурентной борьбе между федеральными и локальными сетями. Для средней розницы реализация инициативы по ограничению деятельности крупных игроков будет полезной. Она также будет позитивно сказываться на налоговых поступлениях в бюджеты регионов. Вместе с тем, такое ограничение конкуренции приведет к тому, что потребители получат не самые низкие цены.
Диана Решетилова, руководитель департамента аналитики Colliers International в России
Основные плюсы, конечно же, будут для малого бизнеса, который сможет более активно развиваться. Для потребителей – скорее всего, эти введения могут обратиться минусом, т.к. с достаточно большой вероятностью это повлечет за собой рост цен на продукцию. Поэтому при введении ограничения на строительство новых крупноформатных объектов может привести к росту цен в существующих - в то время как небольшие объекты торговли все равно не смогут с ними конкурировать в формате скидок.
Эвелина Ишметова, заместитель генерального директора группы компаний RRG
Последствия, как всегда, не замедлят сказаться на покупателях, а именно на ценах на предлагаемые им товары. Мы считаем более правильным регулировать ассортиментный перечень и/или списки поставщиков товаров для крупноформатных объектов, чтобы поддерживать здоровую конкуренцию со стороны малого и среднего бизнеса в конкретном регионе.
Анна Данченок, заместитель руководителя департамента консалтинга и оценки компании NAI Becar
Пока данная инициатива не представляется достаточно прозрачной - неясно, какие конкретно ограничения и на какие объекты будут распространяться. Предоставление девелоперам участков под строительство крупных ТЦ ведет к «умерщвлению» более мелких существующих объектов – примером может служить БрендСити (испытавший необходимость реконцепции после ввода ТРЦ Вегас) и многие другие. К тому же многие окружные моллы уже сейчас испытывают больше проблем с посещаемостью по сравнению с суперрегиональными и микрорайонными объектами, так как последние менее уязвимы. Проблема размещения ритейловых объектов и их влияния друг на друга решаются на уровне генерального планирования развития территорий. В данном случае должны учитываться не только существующие и проектируемые ТЦ, и гипермаркеты, но и размеры их зон охвата, а также текущая и прогнозируемая численность населения и занятых в конкретном районе.
Елена Земцова, управляющий партнер Delta estate
Думаю, что это может затормозить распространение сетевого ритейла на территории РФ. Стоит отметить, что в связи со снижением объемов сетевиков, людям придется воспользоваться услугами обычных магазинов. Разумеется, это поднимет продажи и оборот товаров. Но не стоит забывать, что сетевые ритейлеры могут предложить более интересную ценовую политику на определенные группы товаров за счет больших объемов товарооборота. Поэтому данная инициатива, скорее всего, ударит по карману простых граждан.
Насколько справедливым вы считаете суждение о перенасыщенности рынка гипермаркетами?
Максим Палт
Есть четкий критерий перенасыщения рынка каким-то продуктом: это - падение прибыли производителей данного продукта. Пока что, крупнейшие розничные сети продолжают чувствовать себя достаточно неплохо. При этом они постоянно мониторят убыточные и прибыльные торговые точки и, при необходимости, принимают решения об их закрытии. В данном контексте логично не мешать потребителям «голосовать рублем» за те или иные форматы торговли: чиновникам нет необходимости вмешиваться в те аспекты, которые могут регулироваться конкуренцией на рынке. Их задача: поддерживать уровень конкуренции.
Диана Решетилова
Затрудняюсь ответить.
Эвелина Ишметова
Мы это суждение справедливым не считаем. Отдельные кластеры в отдельных городах - да, перенасыщены, но о городах в целом так судить нельзя.
Анна Данченок
На сегодняшний день средний показатель насыщенности продуктовыми гипермаркетами в России составляет 5 гипермаркетов на 1 млн. жителей. Наиболее обеспеченными являются Ярославская, Курская, Липецкая области, Удмуртская республика и г. Санкт-Петербург, в которых коэффициент обеспеченности составляет более 10 гипермаркетов на 1 млн. человек. Санкт-Петербург является лидером среди городов России по насыщенности гипермаркетами, аналогичный показатель в Москве равен 4.
Елена Земцова
Гипермаркетов, конечно, много, это факт. Особенно это касается крупных городов. Но даже несмотря на перенасыщенность рынка, они все равно пользуются популярностью, потому что могут себе позволить вести гибкую ценовую политику за счет огромных оборотов товаров.
Какие форматы сетевого ритейла наиболее развиты на рынке России, а какие ещё не успели или не смогли прижиться?
Максим Палт
Среди крупнейших сетевых ритейлеров наиболее распространён формат дискаунтеров и супермаркетов: общее число магазинов у лидеров рынка, Магнита, Х5 и Диски, превышает 14.тыс по всей России. Также достаточно хорошо развит формат гипермаркетов - конкуренция в данном сегмента достаточно высокая. Относительно меньше других развит сегмент cash&carry, в котором работает не так много сетей. Лидером сегмента является немецкая сеть МЕТРО, которая владеет более чем 70 магазинами по всей России.
Диана Решетилова
Любые форматы развиваются в своём ключе и со своими особенностями. Крупные Гипермаркеты имеют больше возможностей для привлечения покупателей - они чаще других форматов предлагают потребителям более демократичный ценник, развернутую сетку скидок и широкий ассортимент товаров. А небольшие районные торговые объекты, в том числе «магазины у дома» привлекают потребителя, прежде всего, своим расположением, но в тоже время не могут предложить ассортимент и цены гипермаркета.
Эвелина Ишметова
До сих пор плохо развит формат convenience store – магазины площадью около 200-300 кв.м с зоной обслуживания до 5 мин пешком. Также крайне мало в России фреш-маркетов.
Анна Данченок
Наиболее развитым и популярным в России является продуктовый, БТЭ и DIY-ритейл. Менее развиты сетевые спортивные центры и садовые гипермаркеты.
Елена Земцова
Думаю, что наиболее развиты сфера продуктового ритейла, а также масс-маркеты одежды. Не особо прижился мебельный сетевой ритейлер, не считая IKEA, конечно, она остается в топе уже много лет.