Rambler's Top100
+7 (495) 981 0012
Москва, ул. Ленинская слобода,
д. 19, стр. 1, офис 319
На главную Карта сайта Подписаться

Коворкинг центры Москвы

09.10.2014

Рынок труда в постиндустриальном обществе постоянно меняется, а вслед за ним трансформируется и формат рабочих мест. Одним из новшеств XXI века стало появление специальных помещений, в которых работают люди, не связанные между собой трудовыми обязательствами — коворкинг-центров.

В России такие центры появились буквально несколько лет назад и теперь стремительно набирают популярность как среди представителей творческих профессий, так и среди начинающих предпринимателей. Эксперты полагают, что в ближайшие годы рынок коворкинга может вырасти в объеме в несколько раз, поскольку все больше и больше людей предпочитают инновационную рабочую среду, не желая при этом работать дома или в обычном офисе.

Свежо предание

На Западе первые коворкинг-центры появились меньше десяти лет назад, в 2005 году, а до российского рынка они дошли и вовсе только в 2009–10 гг., когда началось активное развитие творческой и медийной индустрии. «Как только в России достаточно распространился формат удаленной работы, возникла потребность в создании небольших временных рабочих мест, оснащенных необходимой техникой и доступом в интернет», — поясняет заместитель директора департамента офисной недвижимости компании Praedium Нелля Имаметдинова.

Изначально коворкинг-центры представляли собой просто рабочие места в бизнес-центрах, которые арендаторы сдавали по договору субаренды. «Такой формат востребован и сегодня, к примеру, среди людей старшего поколения, еще не привыкших к новому модному веянию», — отмечает Нелля Имаметдинова. Сейчас, по словам старшего консультанта отдела стратегического консалтинга компании JLL Дмитрия Глубоковского, коворкинг-центры преимущественно выглядят как модные и креативные места для комфортной работы в приятной атмосфере, где можно совмещать проведение различных тематических мероприятий для бизнеса и неформальное общение.

Кроме того, помимо непосредственно коворкинг-центров, их функции частично выполняют антикафе, где посетители платят за время, проведенное в заведении, а взамен пользуются возможностью поработать за собственным компьютером с бесплатным wi-fi, устроить переговоры и т. д., добавляет Нелля Имаметдинова. «Данный формат в последнее время пользуется высоким спросом в Москве, — рассказывает директор по развитию DNA Realty Евгений Гуща. — Все больше предпринимателей чувствуют новую растущую нишу и открывает такие заведения как в офисных центрах, так и на первых этажах жилых домов в тихих и не очень востребованных со стороны обычных ритейлеров переулках центра Москвы».

В настоящее время в России насчитывается более 50 коворкинг-центров, подавляющее большинство из которых сосредоточено в городах с повышенной бизнес-активностью: Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, отмечает директор отдела глобальных корпоративных услуг CBRE Лидия Александрова. При этом если еще несколько лет назад коворкинги конкурировали только количеством рабочих мест, то сейчас важны и другие составляющие — локация, инфраструктура, дополнительные услуги. «Именно поэтому само наполнение коворкинга меняется: создаются зоны для общения, детские комнаты, сервисы мини-офиса», — рассказывает Лидия Александрова. Среди наиболее популярных коворкинг-центров Москвы эксперты отмечают «Рабочие станции» в парке Горького, Коворкинг дизайн-завода «Флакон» на Дмитровской, «Деловар» на Фрунзенской и Cabinet Lounge и Neuron на Китай-городе.

Виды коворкинга

Существует несколько условных видов классификаций коворкинг-центров. Первый вариант, по словам Дмитрия Глубоковского, предполагает разделение по функционалу: одни центры больше ориентированы исключительно на сдачу в аренду рабочих мест для начинающих предпринимателей и фрилансеров, а другие — на организацию и проведение мероприятий, которые зачастую востребованы специалистами из медиа сферы.

Второй вариант коворкингов предполагает разделение по специализации, когда конкретный центр пользуется особым спросом в силу тех или иных причин со стороны представителей определенной профессии или из одной сферы бизнеса, например, IT или средств массовой информации, продолжает Дмитрий Глубоковский.

Согласно третьему типу классификации все коворкинг-центры можно разделить на коммерческие, некоммерческие и квазикоммерческие. Коммерческие коворкинг-центры можно считать разновидностью малого предпринимательства, в рамках которого рабочие места продаются по часам, суткам или даже абонентам, поясняет Лидия Александрова. Некоммерческие ковокинг-центры обычно открываются по программам правительства Москвы для создания единого предпринимательского пространства, генерации бизнес-идей, а затем и появления новых компаний в сфере малого бизнеса и новых рабочих мест.

Что касается квазикоммерческих коворкинг-центров, то они являются результатом инвестиций конкретной компании в интеллектуальную собственность. По мнению Лидии Александровой, создавая инновационное рабочее пространства для повышения эффективности своих сотрудников, компания получает дополнительную прибыль от новых продуктов и решений.

Как правильно выбрать коворкинг-центр

Выбирая коворкинг-центр, прежде всего, стоит понять, насколько удобно он расположен в плане транспортной доступности, как обстоят дела с ценовой политикой собственников, есть ли скидки на абонементы при регулярном посещении центра, а также узнать, кто является другими арендаторами помещения. «Например, если Вы принадлежите к сфере IT, то Вам, скорее всего, необходимо уединение и тишина. Для начинающего предпринимателя, напротив, важна возможность обмена опытом с другими участниками», — отмечает Лидия Александрова.

Что касается арендных ставок, то они разнятся в зависимости от локации и популярности места, поскольку оборудованы все коворкинги примерно одинаково. Так, по данным Нелли Имаметдиновой, в коворкинг-центрах «Рабочая станция», расположенных в Парке Горького, и на территории Artplay существуют специальные тарифы в размере от 650 руб./день до 18 000 руб./месяц в зависимости от того, сколько времени планирует проводить работник на месте, необходима ли ему резервация рабочего места, аренда переговорной и других факторов.

Коворкинг на дизайн-заводе «Флакон» предоставляет более лояльные условия: 11 000 руб./ месяц или 3 500 руб./неделю за рабочее место. Примерно на тех же условиях, по словам директора департамента коммерческой недвижимости группы компаний RRG Юрия Тараненко, можно арендовать рабочее место в коворкинг-центрах «Клуб Нагатино», Start Hub на Дмитровской и To-Do-Club на «Красном Октябре». «В 2013—2014 гг. в спальных районах Москвы также открылись локальные коворкинг-центры, стоимость аренды в которых еще ниже. Их создание происходило при непосредственной поддержке муниципальных властей», — добавляет Нелля Имаметдинова.

За указанную стоимость, по словам Дмитрия Глубоковского, как правило, можно воспользоваться услугами секретаря, неограниченно использовать принтер, сканер и ксерокс и, разумеется, арендовать переговорную комнату в течение фиксированного времени в день или неделю. Кроме того, в коворкинг-центрах обычно существуют дополнительные услуги, которые оплачиваются отдельно.

Светлое будущее

Сегмент коворкинг-центров пока еще очень молод, однако имеет все шансы серьезно подрасти уже в ближайшее время. По данным Дмитрия Глубоковского, на текущий момент рынок коворкинг-центров в Москве не насыщен, и на существующие и зарекомендовавшие себя коворкинги стоит очередь из желающих.

«С развитием информационных технологий потребность в постоянном нахождении в офисе снижается. Между тем, работа на дому имеет ряд недостатков, и коворкинги в этой ситуации становятся компромиссным вариантом: здесь можно сосредоточиться на поставленных задачах, организовывать встречи с клиентами и комфортно работать с коллегами», — продолжает Юрий Тараненко.

Кроме того, развитию коворкингов будет способствовать и экономическая неопределенность. Как и в 2009–10 году, многие компании сегодня сокращают расходы на персонал, и уволенные или уволившиеся сотрудники уходят в «свободное плавание», зачастую начиная собственный бизнес на базе имеющихся наработок, в том числе обслуживая клиентов, с которыми прежде работали через работодателя, полагает эксперт. Таким образом, кризис почти всегда способствует развитию стартапов, что, в свою очередь, может послужить толчком к расширению сегмента коворкинг-центров.

Виктория Андреева специально для Officevmoskve.ru от 09.10.2014 г.

http://www.officevmoskve.ru/articles/obzory/kovorking-tsentryi-moskvyi 

RRG, Россия, Москва,
ул. Ленинская слобода,
д. 19, стр. 1,
БЦ Омега Плаза, офис 319
Телефон +7 (495) 981 0012


© RRG 2024.
Перепечатка материалов сайта
только с письменного разрешения.
Пользовательское соглашение об обработке персональных данных
На главную Карта сайта
О компании Новости Услуги Технологии Предложения Аналитика Клиенты Контакты