Председатель совета директоров группы компаний RRG Денис Колокольников продолжает вести авторскую колонку на "РБК-Недвижимости". Автор делится опытом создания коммерчески успешных транспортно-пересадочных узлов. По его мнению, задача развития транспортных хабов в Москве и городах России представляется достаточно объемной, то есть требующей немалых инвестиций, серьезного планирования и времени.
Транспортно-пересадочные узлы могут и должны стать функциональными и комфортными для пассажиров и прибыльными для инвесторов - это факт, подтвержденный опытом крупных мегаполисов по всему миру. Наличие торговой, инфраструктурной составляющей и грамотная организация движения пассажиров через ТПУ, с одной стороны, позволит создать условия для экономии времени при совершении покупок и отдыха, с другой - принесет дополнительный доход транспортным организациям. Поэтому включение задачи создания транспортно-пересадочных узлов в программу улучшения системы городского транспорта представляется вполне логичным.
Каждый ТПУ по-своему уникален и требует отдельного тщательного изучения со многих сторон. В разработке проектов ТПУ участвуют не менее 7-8 экспертных в своей области команд: консультанты, маркетологи, финансовые аналитики, транспортные специалисты, архитекторы-проектировщики, брокеры и другие. У RRG накопился колоссальный опыт за четыре года работы с различными ТПУ, число которых уже превысило 50, как в Москве, так и в регионах.
Основной целью преобразования территорий, примыкающих к объектам скопления пассажиров, является создание максимально комфортной среды для самих людей. В перспективе вокзалы, железнодорожные станции и станции метро в Москве и других городах России превратятся в современные транспортно-пересадочные узлы с торговыми и бизнес-зонами. В идеале ТПУ должны представлять собой сложные объекты, удачно совмещающие собственно транспортные и инфраструктурные функции с коммерческой составляющей. В их состав в обязательном порядке включаются перехватывающие стоянки или городские парковки, отделение полиции, информационные службы, медпункт, комната матери и ребенка, предприятия общепита и бытового обслуживания.
Помимо этого, логистика пассажиропотока таких проектов предусматривает движение пассажиров через зоны торговли. Данное решение позволяет создать цивилизованные условия для качественного шопинга и отдыха как для пассажиров ТПУ, так и для жителей близлежащих домов. При наличии удобной торговой точки людям незачем ехать дальше: все можно купить в едином месте, причем в том, где ты бываешь регулярно. Правильная организация торговли и востребованный ассортимент сэкономят для пассажиров время на покупки и снизят нагрузку на транспортную систему, сократив перемещения. А если ТПУ включает бизнес-составляющую, можно сократить расстояние до работы и привлечь дополнительные трудовые ресурсы. В совокупности все это позволяет повысить коммерческий эффект от функционирования вокзалов и ТПУ, а также инвестиционную привлекательность объектов и прилегающих к ним территорий.
По сути, транспортно-пересадочные узлы не должны стать точками притяжения дополнительных потоков людей. Как известно, насыщенность районов столицы торговыми площадями неодинакова, и в целом Москва уступает ряду других российских городов и уж тем более европейским мегаполисам по уровню обеспеченности торговыми площадями. ТПУ могут отчасти решить проблему, но отнюдь не должны выполнять чисто торговую функцию. В приоритете останутся транспортные задачи и комфорт пассажиров.
Именно поэтому в ходе работы над проектами будущих ТПУ необходимо проводить геомаркетинговые исследования, опросы населения, анализ различных сегментов коммерческой недвижимости в районе расположения узлов и анализ их мощности с точки зрения суточного пассажиропотока. Кроме того, исследование должно включать проработку будущего развития территорий с учетом расширения численности населения и планируемой застройки. Важная аналитическая функция - это определение "мощности" ТПУ: какую долю территории и количество пассажиров обслуживает тот или иной узел.
В грамотно созданном ТПУ средние ставки аренды торговых площадей могут составлять от 1 тыс. до 2 тыс. долларов за кв.м в год. Ликвидность таких площадей выше, чем "обычной" торговой недвижимости, за счет месторасположения в зонах с высоким трафиком потребителей. Сроки окупаемости ТПУ могут сильно варьироваться в диапазоне от 7 до 15 лет в зависимости от параметров того или иного узла, учитывая, что инвестиции в ТПУ выше, нежели традиционные объекты.
Интересно, что ТПУ могут отчасти послужить задаче ликвидации дефицита гостиничных и конференционных площадей в Москве. С этой точки зрения одной из самых перспективных, к примеру, представляется платформа Царицыно, которая, с одной стороны, является ближайшей точкой концентрации населения, движущегося в сторону Новой Москвы; с другой - имеет уникальное месторасположение рядом с одним из наиболее живописных уголков природного и исторического наследия - музеем-заповедником "Царицыно". Здесь, на мой взгляд, логичным будет не только создание торговой инфраструктуры, удобных подземных и наземных переходов между одноименными станциями метро и ж/д, но и расположение гостиничного комплекса категории 3* и бизнес-центра класса В или В+. Отдельный сегмент, сейчас актуальный и востребованный - это арендное жилье и апартаменты длительного проживания, которые позволяют восполнить пустующий рынок доходного жилья.
В целом же можно отметить, что потенциал у нынешних вокзалов, железнодорожных платформ и станций метрополитена просто огромен. Так, мощность одной из самых загруженных станций московского метро - "Выхино" - в настоящее время составляет около 200 тыс. человек в сутки. Столь объемный пассажиропоток, учитывая явный дефицит концептуальных торговых площадей в рассматриваемом кластере, позволит создать здесь ТПУ с потенциальным торгово-развлекательным объектом общей площадью порядка не менее 100 тыс. кв.м.
Таким образом, задача развития транспортно-пересадочных узлов в Москве и городах России представляется достаточно объемной, то есть требующей немалого объема инвестиций, серьезного планирования и времени. Очень важно в процессе работы над проектами учитывать мировой опыт - благо примеры создания коммерчески успешных ТПУ есть практически во всех крупных городах Европы, Америки и Азии.
Председатель совета директоров группы компаний RRG Денис Колокольников
специально для "РБК-Недвижимость" от 07.08.2014 г.
http://realty.rbc.ru/experts/07/08/2014/562949992081530.shtml