На этой неделе стартовало строительство одного из самых масштабных инфраструктурных проектов современной России - в новой Москве началось сооружение первого участка ЦКАД протяжённостью 49,5 км из общих 525 км. Ещё весной текущего года «Автодор» после проведения конкурса назвал подрядчика проекта, которым стал «Стройгазконсалтинг». Ранее о покупке контрольного пакета компании у Зияда Манасира сообщал Руслан Байсаров.
Работы по сооружению трассы были начаты в присутствии министра транспорта Максима Соколова. В основание дороги заложили так называемую капсулу времени, рядом в грунт вбили первую сваю, сообщает «Ведомости»
Текущую транспортную ситуацию на МКАД, которая сейчас принимает на себя основную транспортную нагрузку в регионе, можно охарактеризовать как крайне сложную. Это, отчасти, связано с колоссальными объемами строительно-монтажных работ, проводимых на данный момент в рамках реконструкции транспортных развязок, но и с учетом того, что меры по ограничению проезда в дневное время (с 6.00 до 22.00) транзитного большегрузного автотранспорта уже исчерпаны. Помимо этого транспортные развязки по схеме «клеверный лист» не справляются с перераспределением смешанных транспортных потоков, покрытие уже не выдерживает постоянных динамических нагрузок (в т.ч. по причине неконтролируемой эксплуатации большегрузным транзитным автотранспортом), не уравновешены проектные возможности участков подъездов вылетных радиальных магистралей с МКАД.
Юрий Рыбачонок, старший консультант практики «Инфраструктура» Консалтинговой группы «НЭО Центр», МКАД не справляется с растущим автомобильным траффиком (прирост до 10 % авто/год). «Когда МКАД вводилась в эксплуатацию, предполагалось, что десять полос обеспечат высокую пропускную способность и будут использоваться круглосуточно как жителями московского региона, так и транзитным автотранспортом. Однако, уже в начале 2000-х годов многие проектные решения не оправдали себя. При этом расчет конструкции дорожной одежды производился с учетом эксплуатации большегрузными автомобилями (свыше 12 тонн). Несмотря на все предпринимаемые меры по модернизации кольцевой автомагистрали, а также реализацией принятой программы по развитию МКАД, которая призвана «разгрузить» магистраль, существует острая потребность в кольцевой автомобильной дороге для большегрузного транзитного автотранспорта», - заявил эксперт.
Чиновники особо подчёркивают значимость данного проекта как для Москвы, так и для всего центрального региона России. ЦКАД планируют превратить в платный дублер малой бетонки и увести потоки транзитного транспорта от перегруженных дорог Москвы. Крупнейшее транспортное кольцо вокруг столицы планируется достроить к концу 2018 года. При этом власти обещают, что все работы будут выполняться строго по графику и без превышения заявленного бюджета.
После запуска в эксплуатацию, трасса должна стать ключевым элементом инфраструктурной сети столичного региона. Помимо этого проект может отодвинуть бизнес от границ города и придать новый импульс развитию Подмосковья.
Василиий Григорьев, аналитик отдела исследований рынка CBRE, говорит, что на сегодняшний день каких-либо системных колебаний в ценах на земельные участки, прилегающих к будущей трассе, зафиксировано не было. «Тем не менее, уже в течение нескольких последних лет новые крупные складские проекты концентрировались в непосредственной близости от трассы А 107, которая активно используется для логистики в Московской Области. В случае разумной экономики проекта упрощение логистики и ускорение времени доставки грузов, несомненно, повлияют на интерес девелоперов к данным землям», - добавил эксперт.
Юрий Тараненко, директор департамента коммерческой недвижимости группы компаний RRG, отмечает, что рост стоимости земли в районе будущей трассы уже составил до 20-30% на некоторые участки. «Со вводом ЦКАД можно ожидать дополнительного роста – еще на 20-35%», - заключил специалист.
Договорённости по инвестированию проекта были достигнуты ещё весной, когда в рамках Петербургского экономического форума было подписано соответствующее соглашение. Собеседник издания сообщил, что работы на трассе стартовали лишь сейчас, по причине того, что «Автодор» только недавно передал исполнителю разрешение на строительство. Это не должно сместить график строительства, но несколько уплотнит его.
Сообщается, что правительство постановило ввести обязательное банковское сопровождение всей стройки. По итогам проведённого конкурса, этим будет заниматься Сбербанк.
Итоговая сумма всего с реализации проекта должна составить 48,9 млрд руб., что на 3,5 млрд ниже первоначальной стоимости строительства. Из них только 6,8 млрд инвестирует сам «Стройгазконсалтинг», все остальные финансовые вливания будут проводиться за счёт бюджетных средств. До подведения итогов конкурса по распоряжению парламентариев был проведен технологический и ценовой аудит проекта.
По словам Яны Кузиной, директора департамента консалтинга и оценки S.A. Ricci, сейчас в России есть всего несколько примеров успешно функционирующих платных инфраструктурных проектов. «Один из недавно введенных участков проходит в обход г. Одинцово Московской области до трассы М-1 «Беларусь». В Санкт-Петербурге с 2008 года функционирует первая очередь платной дороги Западного скоростного диаметра (ЗСД), протяженностью почти 6 км основной трассы. Также действуют пять платных участков на федеральной трассе М-4 «Дон». В Псковской области, вблизи от границ с Эстонией, Латвией и Беларусью есть несколько платных автомобильных дорог. В Алтайском крае действуют две платные дороги», - подытожила Кузина.
Сергей Михайлов,
Arendator.ru от 27.08.2014 г.
http://old.arendator.ru/articles/1/art/73913/