Rambler's Top100
+7 (495) 981 0012
Москва, ул. Ленинская слобода,
д. 19, стр. 1, офис 319
На главную Карта сайта Подписаться

Почему старинные дома Москвы сносят, а не переносят?

03.07.2014

В столице на протяжении нескольких веков и вплоть до 80-х годов прошедшего столетья существовала практика передвижки домов. Да-да, если они мешали современным планам, их могли передвинуть, а не сносить! Только в XX веке эта практика спасла порядка 30 памятников, в том числе, здание Моссовета, дом Нарышкиных, Конторский дом Сытина, Саввинское подворье.

Сейчас этот метод в Москве больше не используют. Хотя ежегодно столица теряет около десятка зданий, представляющих историческую, культурную или архитектурную ценность. На месте большинства из них возникают новые элитные ЖК и апартаменты, бизнес-центры и даже правительственные здания.

RealEstate.Ru решил разобраться в современной ситуации и задал следующие вопросы девелоперам, архитекторам и краеведам: Почему власти и девелоперы утратили технологии передвижки домов и не собираются их восстанавливать? Что дороже: перенести или снести? Какие дома, разрушенные недавно, можно было только передвинуть?

По данным коалиции «В защиту Москвы», с 2010 по 2013 год в столице было снесено около 30 старинных зданий (список см. в конце статьи). Общественное движение «Архнадзор» уточнило на своем сайте, что только в 2013 году таких домов было 13. Есть также неофициальная информация о том, что в период правления Юрия Лужкова Москва потеряла около 700 ценных исторических строений.  И процесс неумолимо продолжается.

Справедливости ради приведем и данные Мосгорнаследия. Буквально на днях его руководитель Александр Кибовский рассказал журналистам, что более 40 объектов культурного наследия было отреставрировано в 2014 году в Москве, сообщало РИА Новости. И еще 157 памятников находится в работе. На 52 объектах реставрация начнется в августе-сентябре, более 80 зданий - в стадии проектирования.
 
Чиновник подчеркнул, что за три года число памятников, находящихся в неудовлетворительном состоянии, снизилось на 15%. Он указал, что в 2013 году было сдано 198 объектов, стоимость реконструкции составила 17 миллиардов рублей, из которых половина была частными инвестициями.
Эти цифры, конечно, радуют. Но они не могут «компенсировать» те 30 безвозвратно утерянных домов. Однако ранее в столице существовали технологии, которые позволяли продлить жизнь некоторым домам, даже если они стояли на «пути у прогресса».

Как дома двигали вместе с жильцами

Наш житейский опыт говорит о том, что дома можно построить и можно снести, еще их можно ремонтировать, ремонтировать очень-приочень долго, а иногда и реставрировать. Но мало кто из нас знает, что здания можно  еще и двигать! Вот мешается дом разным генеральным планам и его передвигают. Да не просто так, а вместе с жильцами, не отключив при этом ни газ, ни электричество, ни воду, ни телефон.

Как рассказывал у себя в блоге ЖЖ известный москвовед Алексей Дедушкин, именно так передвигался дом осенью 1937 года на улице Серафимовича в Москве (на фото вверху передвижка дома 1938 года). «Пятиэтажный кирпичный дом «срезали» с фундамента, подняли на домкратах, поставили на катки и затем на рельсах передвинули на 50 метров. Удивление вызывает не только сам факт передвижки здания, но и передвижки его вместе с жителями, которые в этот момент мирно спали в своих кроватях. О дате икс им специально не сообщали, так как партия тогда поставила задачу – двигать с людьми.  Интересно и то, что в доме не отключались никакие коммуникации. Безусловно, это была ответственная, тяжелая, кропотливая работа с большим подготовительным периодом», - пишет москвовед.

Дом на улице Серафимовича не был первым в истории передвижки, он не стал и последним. Однако, давайте по порядку. Двигать дома, конечно, не распространенное занятие, однако в случае большой необходимости делали это даже в XV веке.  Людмила Смеркович в своей статье «Перелетные дома» привела такой пример. 

В 1455 году в Болонье на 10 метров передвинули колокольню Санта-Мария-Маджорне вместе со всеми колоколами, которые весили больше 1000 тонн. Колокольню передвинули, так как понадобилось освободить место для нового строительства. Однако саму «звонницу», простоявшую к тому моменту уже полтора века, хотели сохранить. С этой задачей справился талантливый итальянский архитектор и инженер Ридольфо Аристотель Фиорованти, который потом уже занимался строительством нашего Успенского собора в Кремле. Фиорованти сдвинул колокольню на полозьях с помощью системы блоков и воротов. Именно эта удачно воплотившаяся в жизнь авантюра прославила итальянца: ему пожаловали звание старшины ложи каменщиков в Болоньи и назначили пожизненную пенсию.

Второй же известный опыт передвижки зданий, по данным Людмилы Смеркович,  принадлежит русскому умельцу Дмитрию Пертову, который в 1812  передвинул в небольшом городке Моршанске Тамбовской губернии местную деревянную церковь почти на 30 метров.

Дело в том, что местные жители задумали тогда строить каменную церковь, но прежнюю им было жалко сносить. Вопрос разрешил Дмитрий Пертов, который предложил свои услуги. Было решено двигать церковь, но без огласки, во время ночного богослужения, когда в здании было полно народу. Наверное, риск и бесшабашность – наши национальные черты, однако все прошло благополучно. Церковь действительно переместили вместе с молящимися. Возможно, это лишь красивая легенда, но сохранилось донесение моршанского городничего тамбовскому губернатору, в котором говорится, что «25 марта 1812 года совершена необычная в мире подвижка Покровской церкви».

Известны и другие примеры передвижки домов в нашей стране. Так Денис Ромодин, краевед и куратор проекта «СовАрх», изучающий архитектуру 1890-1980 годов, вспоминает, что до революции трижды передвигали здания в Москве. Один дом был по адресу ул. Каланчевская, 32/61, два других находились на улице Малая Грузинская. Однако тогда это были единичные случаи, широкого распространения практика передвижки домов у нас не получила.

В США же в это время технологии передвижек бурно развивались из-за роста цен на землю и массового строительства железных дорог. В результате американцы научились переносить дома в производственном режиме (на фото справа пример передвижки дома в США). Правда, это были небольшие дома, вес которых не превышал 200 тонн.

Строительство нового мира

Эра советской индустриализации является отдельной страницей в истории переноса зданий. В то время советские люди строили новую жизнь, а кроме этого перед всей страной стояла масштабная задача «догнать и перегнать Запад». СССР доказывало свое превосходство во всех сферах жизни. Возможно, именно из-за развитости передвижки зданий в Америке подобный опыт стал развиваться и у нас. Безусловно, в 1930-х годах менялся облик советских городов до неузнаваемости.

Так, в 1934 году был принят план реконструкции Москвы, который не пощадил многие исторические здания и храмы, однако в это же время в нашей стране стал развиваться опыт передвижки домов.

Как сообщает Денис Ромодин, практика началась в 1934 году с переноса в Макеевке двухэтажного кирпичного здания, весившего 1 300 тонн. В 1935 году передвинули дом в Кривом Роге. А в 1936 году был создан Трест по сносу и передвижки зданий, который и стал заниматься этой деятельностью. Сперва технологии отрабатывались на небольших кирпичных зданиях. Первый же большой дом в Москве был передвинут в 1935 году с Тверской улицы на вторую Брестскую.

Денис Ромодин рассказывает, что в 30-е годы было передвинуто 23 здания. А в 1940 здание Моссовета (на фото слева) и дом Нарышкиных в Мамоновском переулке.

Угасание эпохи экспериментов

После войны взгляды на передвижку изменились. Тогда даже исторически ценные здания объявлялись «малоценной постройкой». Однако, Денис Ромодин вспомнил, что в 50-х годах было передвинуто два здания на Комсомольском проспекте, одно на Люсиновской улице и Дом Иконниковых на Космодамианской набережной.

В 1970 передвинули Конторский дом Сытина (на фото справа) на тогдашней улице Горького (Тверская), а в 1983 во время реконструкции была передвинута историческая сцена МХАТа в Камергерском переулке. МХАТ передвигали не весь, а лишь часть. Сперва старое здание разделили вертикально по линии театрального занавеса, а затем сценическую коробку отодвинули от зрительского зала  на 11 метров, а в образовавшемся пространстве построили новые стены.  Это позволило удлинить здание и сохранить его основную часть.

Правда, Денис Ромодин обращает внимание, что во время реконструкции Московского планетария, построенного в 1929 году, здание весом 2 400 тонн было поднято на домкратах на 16,5 метров. Конечно, планетарий не двигали, его поднимали, но работы впечатляют. Произошло это в 2004 году.

Круговое депо предлагали передвинуть

В 2011-2013 годах было много разговоров вокруг Кругового депо в Москве. Здание мешало  прокладке новых железнодорожных путей, и было решено его снести. Движение «Архнадзор» выступало против, предлагая передвинуть здание депо на новое место. По расчетам специалистов, сделать это можно было достаточно легко. Однако, в конечном итоге, депо сохранить не удалось: в конце мая 2013 года 9 из 22 секций Кругового депо Николаевской железной дороги снесли.

А ведь опыт передвижки домов мог сохранить этот памятник. Он мог сохранить много исторических домов, которых мы лишились за эти годы. Ведь есть же подобная практика и в наши дни. Передвижка зданий популярна в США и Европе и в настоящее время.

Денис Ромодин приводит следующий пример: в Цюрихе в 2012 году передвинули здание бывшей машиностроительной фабрики Machine Factory Oerlikon, которая со временем стала мешать развитию транспортного узла, само же здание имело историческую ценность. 

Эксперты компании TEKTA GROUP в качестве примера приводят передвижку трехэтажного дома постройки начала прошлого века в Баку. Правда для осуществления этих работ пришлось приглашать голландскую компанию, но иногда цена не является решающим фактором в выборе решения. Почему же у нас все обстоит иначе?

Мнения экспертов: дорого и забыто

Денис Колокольников, председатель совета директоров группы компаний RRG, считает, что хоть технологии и шагнули довольно далеко, но сохраняются большие риски разрушения не только здания, имеющего историческую ценность, но и риски нанесения ущерба соседним постройкам.

Кроме того, по мнению Колокольникова, при передвижке не удается спасти ансамбль всей улицы и ее видовые характеристики. Например, при переносе Саввинского подворья(на фото слева - процесс переноса подворья)  при расширении Тверской  ансамбль улицы все равно был безвозвратно нарушен. Если же рассматривать вопрос с денежной стороны, то Колокольников считает, что передвижка дешевле, чем снос и строительство нового здания вместе.

Безусловно, снос и строительство дороже. Но ведь можно рассмотреть цены только на снос и передвижку, и тогда картина будет другая. А, кроме того, в вопросе сохранения исторического наследия, хотелось бы, чтобы использовалась любая возможность, и на нее находились деньги.

Эксперты TEKTA GROUP проблему видят в следующем: « В советское время историческое наследие действительно тщательно охранялось, застройка Москвы производилась в соответствии с Генпланом и согласовывалась с соответствующими комиссиями. В новейшее же время земли вместе с историческими постройками на них просто продают коммерческим структурам, которым, конечно, важнее как можно быстрее расчистить место под очередной торговый центр или элитный дом, и судьба стоящей на земле ветхой постройки их не волнует». 

Получается все же, что, во-первых, дело в деньгах, во-вторых, двигать экономически невыгодно.

Денис Ромодин также отмечает дороговизну передвижки больших зданий. Так вышеупомянутая фабрика в Цюрихе покупалась компанией Swiss Prime Site,  которая заплатила за само здание и за способ его сохранения более 12 млн долларов. Кроме финансовой стороны дела, Ромодин приводит и более простые причины: «У нас в силу утраты технологий и дороговизны нет интереса среди инвесторов и государства на перемещение построек».

Итак, передвижка – дорого, забыто и, в конечном итоге, не интересно. К сожалению, нам не интересно оставить нашим детям и внукам историческое наследие, мы считаем экономически выгодным окружить их панелью и монолитом. Наши дети получат в наследство «Москву-Сити», а не Круговое депо (на фото справа) или дом Яковлевых на Пятницкой.

Наталья Бухтиярова при участии Ольги Александровой

RealEstate.ru от 03.07 2014 г.

http://www.realestate.ru/events/736/

СПИСОК  ИСТОРИЧЕСКИХ ЗДАНИЙ, УНИЧТОЖЕННЫХ В 2010-2013 ГОДАХ

(составлен  коалицией «В защиту Москвы») 

2010 год

Кадашевская набережная., 10 - Доходный дом

2011 год 

Дом №8 на углу Барабанного переулка и Малой Семеновской улицы

Веерное депо Николаевской железной дороги

Большая Якиманка, 15/20, стр. 1 - Доходный дом архитектора Федора Кольбе

Большая Никитская улица, 19/16, стр. 2 - Флигель усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских

Большая Ордынка, 42 - Дома Феоктистовых

Большой Козихинский переулок, 25 - Доходный дом XIX века

Милютинский переулок, дом 14, строение 8 - Исторические строения фабрики Милютина

Выползов пер., 7 - Старейшее здание Соборной мечети

Ул. Маршала Малиновского, 7 - Дом Культуры «Октябрь» 1937 года постройки — единственный деревянный памятник конструктивизма в Москве

2012 год

Ленинградский проспект, 36 - Стадион «Динамо» (памятник архитектуры)

Ансамбль Московской Окружной железной дороги: Путевая казарма станции Лефортово, жилой дом станции Андроновка, часть веерного паровозного депо Лихоборы

Ул. Садовая-Кудринская, 9, стр. 4 - Флигель здания бывшего Московского реального училища

Арбат, 41 - Дом Мельгунова

Садовническая улица, 41 стр. 2 - Флигель усадьбы Иконниковых

Покровка, 6 стр.2 - Здание XIX века

Плотников переулок, 1/2 стр. 1 - здание XIX века

2013 год

Страстной бульвар, 15/29, стр. 4 и 8 - Корпуса Новоекатерининской больницы

Ул. Образцова, 30 - Доходный дом 1902 года постройки

Можайский вал, 7 - Можайские бани

Электрический переулок, 10 - Особняк арх. Соколова XIX века (снос остановлен градозащитниками, но может возобновится)

Воздвиженка, 9 - Дом Болконского (частично снесен)

Деревянные дома XIX века на Преображенке

Ул. Гашека, 12 стр.6 - Доходный дом нач. XX века

1-я Тверская-ямская, 22 - Дом Прошкиных (Прошиных) (снос остановлен градозащитниками, но может возобновится)

Проезд Комсомольской площади, 3/30, стр. 1 - Девять стойл Кругового депо

Ул. Автозаводская, 23 - Литейный цех ЗИЛа 1916 года постройки (

Ул. Орджоникидзе, 1 - Донские бани

Пятницкая улица, 58 - Усадьба Яковлевых

Ул. Достоевского, 19 стр.1 - Особняк Мануйлова (снос остановлен градозащитниками, но может возобновится)

Большой Сухаревский пер., 23/25 - Усадьба XIX века (снос остановлен градозащитниками, но может возобновится)

Чистый пер., 9 стр.1 - Ампирный дом XIX века
Большой Дровяной пер., 20 стр.1 - Деревянное здание кон. XIX века

Космодамианская наб., 38 - Дом XIX века

Абельмановская улица, 2Б - Здание XIX века в кирпичном псевдорусском стиле (снос остановлен градозащитниками, но может возобновится)

RRG, Россия, Москва,
ул. Ленинская слобода,
д. 19, стр. 1,
БЦ Омега Плаза, офис 319
Телефон +7 (495) 981 0012


© RRG 2024.
Перепечатка материалов сайта
только с письменного разрешения.
Пользовательское соглашение об обработке персональных данных
На главную Карта сайта
О компании Новости Услуги Технологии Предложения Аналитика Клиенты Контакты