В Москве началась реализация знакового строительного проекта, крупнейшего за последние десятилетия. С 2015 по 2022 год огромная промзона в центре столицы будет перестраиваться в комфортный район, где можно будет жить и работать.
Промзона завода им. И.А. Лихачева (ЗиЛ) площадью в 378 га расположена в излучине Москвы-реки на юге столицы, неподалеку от центра города и по соседству с парком Нагатинская пойма. За восемь лет ее должны полностью перестроить под актуальные нужды города.
Масштабы производства давно не соответствуют масштабам занимаемой территории, поэтому столичные власти планировали провести реконструкцию этой территории еще с 1998 года. Но разработка планов реконструкции началась только в 2011 году.
В декабре 2013 года столичные власти утвердили проект планировки этой территории. Затем был проведен конкурс на право редевелопмента промзоны – преобразования района посредством его перестройки по новому плану.
По результатам конкурса лучшие результаты показала "Группа ЛСР". Она предложила лучшие условия реализации проекта и доказала соответствие всем предъявленным требованиям по финансовой устойчивости, наличию рейтингов и опыту в области комплексной жилищной застройки.
"Редевелопмент территорий ЗиЛ - это знаковое событие для всей Москвы и крупнейший за последние 20-30 лет строительный проект в столице", - отметил председатель правления "Группы ЛСР" Александр Вахмистров.
Проект планировки территории ЗиЛа, утвержденный столичными властями, предусматривает строительство недвижимости общей площадью 4,5 млн квадратных метров, в том числе около 900 тыс. квадратных метров жилья.
Однако расчеты мэрии заметно отличаются от планов компании, которая выиграла конкурс на право реконструкции промзоны ЗиЛа. Заявленный объем строительства уменьшен почти втрое. Правда, не в ущерб жилью, если считать квартиры вместе с апартаментами.
Как сообщили в "Группе ЛСР", в рамках реализации проекта будет построено 1,57 млн кв. м недвижимости. В том числе 584 тыс. кв. метров жилья и 365 тыс. кв. метров апартаментов – в общей сложности 948 тыс. квадратных метров.
Также "Группа ЛСР" собирается построить 167 тыс. кв. метров офисных помещений, 98 тыс. квадратных метров торговых объектов и 342 тыс. квадратных метров подземных парковок.
Таким образом, на месте промзоны должны вырасти жилые, рабочие и деловые кварталы. Численность жителей нового района составит около 35 тысяч человек, новых рабочих мест предполагается создать не менее 45 тысяч, отметил мэр Москвы Сергей Собянин.
"Баланс рабочих мест и жилья - один из главных принципов при комплексной застройке. Мы требуем от инвесторов не только строить жилые дома, но и обеспечить будущих жителей местами приложения труда поблизости", - сказал Сергей Собянин.
Кстати, предполагается, что на территории ЗиЛа будет работать сборочное автомобильное производство – высокотехнологичное и экологически безопасное. Часть исторических зданий завода тоже хотят сохранить, перестроив под деловые центры.
"Проект обустройства ЗИЛа включает создание современного пешеходного пространства, обустройство пешеходной набережной вдоль Москвы-реки, бульваров, парков, строительство ледового дворца, медицинского центра, поликлиник, школ, детских садов и других социальных объектов", - сообщил Сергей Собянин.
По проекту реконструкции ЗиЛа под парки, скверы, общественные пространства, пешеходные зоны и набережные планируется отвести 82 гектара территории, рассказал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Застройщик на этот счет пока никаких подробностей не сообщает.
"ЗиЛ в его сегодняшнем состоянии – это практически единственный в Москве "законсервированный" участок, исключенный из городских процессов. Мало того, он еще и мешает сообщению между прилегающими к нему кластерами", - пояснил председатель совета директоров группы компаний RRG Денис Колокольников.
По его словам, еще одна проблема состоит в том, что в прилегающих кластерах сложилась серьезная диспропорция между коммерческой и жилой застройками. Если в советское время окружающие территории были промышленными и жилыми, то сейчас большинство промышленных помещений перепрофилированы под офисную недвижимость, активно развивается и торговый сегмент. Однако новое жилищное строительство остается на катастрофически низком уровне.
"В случае грамотной реализации комплексной транспортной составляющей проекта, территория окажется включенной в городскую среду, и сразу же проявятся сильные стороны ее расположения, такие как близость к центру и соседство с Третьим транспортным кольцом (ТТК)", - заметил Денис Колокольников.
Городом разработан проект планировки и инженерной и транспортной инфраструктуры территории ЗиЛа, сформированы необходимые решения, связанные с градостроительным развитием этой территории, сообщили в пресс-службе "Группы ЛСР"
Архитектурно-строительное проектирование еще не начиналось, в остальном власти сделали всё необходимое для скорейшего выхода на строительную площадку. "Группа ЛСР" будет полностью разрабатывать проектную документацию, привлекая для этого известных архитекторов.
Работы начнутся с демонтажа зданий и сооружений на участке, который должен быть возвращен городу для строительства социальной и транспортной инфраструктуры. Ориентировочно это произойдет в начале 2015 года, после прохождения всех необходимых процедур по межеванию, уточнили в "Группе ЛСР".
Общий объем инвестиций должен составить порядка 192 млрд рублей. Москва планирует вложить 42 млрд рублей в строительство транспортной инфраструктуры нового района.
Сейчас транспортная доступность территории ЗиЛа ограничена. Дорога туда ведет лишь через одну станцию метро – "Автозаводскую", по проспекту Андропова и ТТК. Территориально близкие станции метро "Нагатинская" и "Тульская" от промзоны отделяет Москва-река.
Столичные власти планируют построить новую станцию метро – "Технопарк", мосты через реку, провести реконструкцию дорог внутри района и на прилегающих территориях. Также в планах строительство легкого метро на базе Московской железной дороги, рядом с промзоной.
Ольга Сенаторова,
Firstnews.ru от 28 апреля 2014 г.