Дмитрий Халин, управляющий партнер IntermarkSavills:
— В случае введения международных санкций нам грозят существенное сокращение экспорта энергоресурсов и, как следствие, резкий скачок инфляции до 15-20% годовых, рост курса доллара до 40-45 рублей, повышение практически в полтора-два раза ставок по ипотеке и резкое сокращение (в разы) выдачи ипотечных кредитов. Далее последуют снижение реальной заработной платы и реальных доходов населения. Если такой сценарий станет возможным, то цены на жилье могут упасть достаточно быстро — в течение 6-12 месяцев на 30-40%. Соответственно, это будет означать возврат к ценовому уровню первой половины 2006 года.
Денис Колокольников, председатель совета директоров группы компаний RRG:
— Безусловно, международная изоляция скажется на активности западных инвесторов, которые перестанут инвестировать в новые российские проекты. Правда, те, в которые инвесторы уже вошли, скорее всего, будут завершены. Однако у этой медали будет и вторая сторона. А именно российские инвесторы, наоборот, станут активнее действовать на нашем рынке. Кроме того, снизится отток капитала из страны. Таким образом, в конечном итоге серьезного влияния на рынок недвижимости международная изоляция не окажет.
Ирина Мошева, генеральный директор СП RDI & Limitless:
— В краткосрочной перспективе (до полугода) прогноз позитивный, так как первой реакцией будет падение рубля и многие захотят свои сбережения переложить в более устойчивый актив — недвижимость. В среднесрочной перспективе (один год) — скажется негативно, так как, скорее всего, люди будут растеряны, будут выжидать изменение ситуации. В долгосрочной, в случае если изоляция будет продолжаться — крайне негативно, так как свернутся многие проекты из-за проблем с банковским финансированием, 50% потребительского спроса исчезнет вместе с ипотекой.
Анна Чижова, генеральный директор компании "Домус финанс":
— В среднесрочной перспективе можно ожидать падения платежеспособного спроса, обусловленного снижением доходов населения и ухудшением экономической ситуации в стране, спровоцированными международной изоляцией. Все это приведет к падению уровня продаж и ценовой коррекции в сторону понижения в первую очередь на вторичном рынке жилья.
Мария Литинецкая, генеральный директор компании "Метриум Групп":
— Я считаю, что полная международная изоляция невозможна. Другие страны сейчас настолько взаимосвязаны с Россией различными экономическими отношениями, что подобный вариант развития событий маловероятен. Но если все-таки порассуждать гипотетически, то такая изоляция России обернется для рынка недвижимости очень быстрой сменой вектора развития. Взаимосвязь прямая: иностранные инвесторы прекращают инвестировать в нашу экономику, а иностранные банки — выдавать дешевые кредиты нашим финансовым организациям, соответственно, стоимость финансовых ресурсов подорожает, а значит, вырастет себестоимость проектов. Отсюда закономерный рост цен на жилье плюс рост ипотечных ставок. Дальнейший сценарий понятен: существенное падение спроса, если учесть, что сегодня по ипотеке приобретается уже до 70% жилья в экономклассе и 30% в бизнес-классе.
Дмитрий Котровский, вице-президент девелоперской компании "Химки Групп":
— Строить в России продолжат, даже если угроза изоляции будет реализована. Рынок стройматериалов фактически никак не зависит от импорта — с материалами общестроительного назначения (кирпич, бетон и т. п.) зарубежные производители не могут и даже не пытаются конкурировать из-за технологии строительства, высоких транспортных расходов, нормативов и СНИПов. С отделочными материалами и высокотехнологичными компонентами сложнее, бизнес-класс и премиальный класс в этой части ощутимо зависят от импортных производителей. Доля импорта в сегменте отделочных материалов, оборудования, компонентов оснащения достаточно высока — по разным оценкам, от 30% до 50%. Введение изоляции — хороший повод для отечественных производителей повысить качество, расширить продуктовую линейку, обновить производственные мощности, догнать, наконец, своих зарубежных конкурентов.
Петр Кирилловский, руководитель управления по маркетингу МФК ГРАС:
— Потенциальная международная изоляция, даже экономическая, несильно скажется на рынке недвижимости в России. Во-первых, в отличие от европейского и американского, российский рынок подпитывается почти на 100% внутренним спросом. Если брать московский рынок, он на 70% состоит из альтернативных сделок. Поэтому объем операций не может сократиться в разы — речь идет о десятках процентов. В первую очередь снижение коснется курортной недвижимости, затем малоэтажной загородной и в самом конце — городской, для постоянного проживания.
Софья Лебедева, генеральный директор "МИЭЛЬ-Новостроек":
— Даже если Россия окажется в изоляции, недвижимость в крупных городах вряд ли проиграет от этого в цене. Это объясняется тем, что уровень инфраструктуры и образования Москвы и Санкт-Петербурга в любом случае останется точкой притяжения для жителей из других регионов. Другое дело, что вкладывать средства в недвижимость за рубежом станет затруднительно, поэтому россияне могут обратить более пристальное внимание на отечественные курорты. Например, крымские.
ЕкатеринаРумянцева, генеральный директор компании "Калинка-Риэлти":
— Россия повернется на восток и будет создавать экономические альянсы с растущими экономиками Индии и Китая. В Россию придут миллиардные инвестиции китайских девелоперов, в Москве появится свой China Town. Элитную недвижимость наши покупатели будут скупать не в Лондоне, а в Гонконге, Сингапуре. Будет модно учиться не в Англии, а в тех же Гонконге и Сингапуре.
Елена Юргенева, директор департамента элитной жилой недвижимости Knight Frank Russia & CIS:
— Россия — это единственный чисто локальный рынок, все остальные топовые направления — Великобритания, США — являются международными, более того, сделки в верхнем ценовом сегменте как в Лондоне, так и на Манхэттене совершаются покупателями-нерезидентами. Поэтому для московского рынка последствия будут менее выраженными, чем для Лондона или Нью-Йорка в аналогичной гипотетической ситуации. Что касается черноморских курортов, для них подобный сценарий вообще является положительным.
Александр Копылов, директор отдела консультационных услуг по недвижимости Ernst & Young:
— Лучше всего будет ситуация в жилой недвижимости. Цены-прибыли, конечно, упадут, но активность останется и может поддерживаться усилиями государства по предоставлению земель под застройку, обеспечением инфраструктурой площадок, доступностью ипотеки, а также наличием госпрограмм по переселению (из аварийного и ветхого жилфонда, молодым семьям, военным и т. п.).
Юрий Печников, директор по стратегическому развитию девелоперской компании "Сити-XXI век":
— При углублении процесса международной изоляции России возникнут барьеры на пути свободного перемещения капиталов. Легко спрогнозировать далее ужесточение контроля за валютной выручкой и оборотом валюты внутри страны. Всем известно, что иностранная валюта для граждан РФ является таким же активом, как и недвижимость. Поэтому основной риск для рынка недвижимости — это потеря интереса к ней в пользу покупки иностранной валюты. И тем не менее интерес к жилой недвижимости сильно не упадет, поскольку внутренний спрос на нее по-прежнему высок.
Коммерсантъ. Дом от 22 апреля 2014 г.