В ТРЦ «Гагаринский» состоялось заседание специализированной секции «Стрит-ритейл», которая создана Российским cоветом торговых центров совместно с группой компаний RRG. Тема дискуссии — проблемы рынка коммерческих помещений в районах комплексной жилой застройки.
Участники сессии отметили, что большинство микрорайонов сегодня реализуется в чистом поле без должной инфраструктуры — например, нет магазинов в шаговой доступности. В результате люди вынуждены выезжать за покупками в крупные супермаркеты, тратя на это выходные.
В новых проектах доля коммерческих помещений составляет не более 5–10%. Причем по большей части эти площади занимают не крупные игроки, а частные предприниматели. Причин для этого несколько. Как считает Айдар Галеев, руководитель департамента консалтинга компании RRG, девелоперы перестали строить удобные помещения для торговли, которые были предусмотрены даже в советское время и располагались на первых этажах или в специальных пристройках. В дополнение к этому Павел Лепиш, генеральный директор компании «Домус-Финанс», пояснил, что сетевые операторы заинтересованы в площадях только в том случае, если в районе проживают не менее 10 тыс. человек. Поэтому большая часть открываемых точек принадлежит ИП.
Вопрос обеспечения жителей новых микрорайонов магазинами и услугами должен решаться и на государственном уровне, пришли к выводу эксперты. Никита Кузнецов, замдиректора департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и потребительского рынка Минпромторга, в своем выступлении отметил недоработки в строительных нормах и федеральном регулировании данного сегмента рынка. Чтобы заполнить белые пятна, планируется ввести стандарты по степени обеспеченности торговыми помещениями и предприятиями сферы услуг в регионах. В частности, будет разработан метод, с помощью которого можно рассчитать количество и специфику помещений, необходимых для конкретного населенного пункта. Господин Кузнецов сообщил, что данные нормы, которые должны появиться уже в этом году, придется выполнять местным властям и учитывать при разработке градостроительных планов. Данная инициатива поможет вернуть покупателей и бизнесменов в спальные районы, а также решит дефицит инфраструктурных точек.
Участники дискуссии озвучили минимальный набор предприятий услуг и магазинов, который должен быть в каждом районе. По данным компании RRG, жителям необходимы хотя бы одно заведение общепита, аптека, стоматологическая клиника, отделение банка и несколько продуктовых магазинов. Интересно, что от идеала далеки даже давно застроенные и введенные в эксплуатацию микрорайоны. В частности, А. Галеев заметил, что на рынке нередко встречаются перекосы. Например, в одном доме может работать несколько салонов красоты, но при этом отсутствовать магазин продуктов.
Ирина Коваленко,
Недвижимость и Цены от 03.03.2014 г.
Ирина Коваленко,
Недвижимость и Цены от 03.03.2014 г.