Председатель совета директоров группы компаний RRG Денис Колокольников рассказывает в своей колонке о развитии торговых и пешеходных улиц в Москве и влиянии этой инициативы властей на стрит-ритейл. По его мнению, пешеходная улица будет успешной как торговый коридор, если будет обладать концепцией.
В последнее время появляются все новые и новые известия о планах города по созданию прогулочных зон и формированию пешеходных улиц. Безусловно, для Москвы это огромный плюс – городу давно не хватает организованных прогулочных маршрутов и, думаю, столице будет к лицу увеличение торговых пешеходных улиц – по европейскому рецепту.
Среди уже существующих пешеходных маршрутов, связанных как с шопингом, так и с прогулками на свежем воздухе, могу отметить Никольскую улицу с такими точками притяжения, как ГУМ, Кремль, Лубянский проезд – это абсолютно европейский уровень. Стала более комфортной, западной в хорошем смысле этого слова и Большая Дмитровка - в самом центре, в окружении других пешеходных коридоров: Камергерского и Столешникова переулков и улицы Кузнецкий Мост. Чуть менее оживлен пешеходный маршрут от Храма Христа Спасителя через Патриарший мост в Замоскворечье, но, уверен, его популярность у любителей прогулок по Москве еще будет расти.
При том, что размещение на популярных пешеходных улицах в целом привлекательно для торговли и общепита, строго говоря, одной только возможности пеших прогулок недостаточно для того, чтобы улица превратилась в успешный торговый коридор. Да и вообще, пешеходность еще не означает высокий поток покупателей. Тверская, Невский проспект, Елисейские поля, Оксфорд-стрит – все эти успешные торговые коридоры сочетают и пешеходный, и автомобильный трафики.
Пешеходная улица будет успешной как торговый коридор, если у нее есть концепция. Проще добиться такого эффекта небольшим улицам – в Москве это Столешников переулок (концепция – премиальная одежда), Камергерский переулок (общепит), Арбат (общепит, туризм, сувениры, уличные шоу, развлечения).
Кроме концепции, для успеха пешеходной улицы нужно, чтобы на ней располагались магниты для внимания прогуливающихся – памятники культуры, интересные современные объекты, временные инсталляции и т.п. Как плюс выступает и возможность проведения праздников, концертов, фестивалей. Так, Арбат – излюбленное место для прогулок и москвичей, и гостей города – при том, что длина улицы всего 900 м.
Впрочем, и наличие привлекательного общественного пространства – еще не залог успеха улицы как зоны ритейла. Необходимо, чтобы потоки пешеходов имели определенное заданное направление и проходили мимо торговых точек. К примеру, Никольская соединяет собой два "якоря" – ГУМ и Красную площадь с одной стороны, метро "Лубянка" и "Детский Мир" – с другой. И по этому маршруту находятся предприятия общепита, торговые центры, магазины, а перпендикулярно к Никольской – еще и Третьяковский проезд, еще один сложившийся и успешный торговый коридор с luxury-брендами.
В том случае, если явной концепции для улицы определить не получается, оптимальное решение – зона общепита, такая функция будет востребованной в любом случае.
В заключение – несколько слов об улицах-лидерах по арендным ставкам. Сегодня на первом месте – Столешников переулок со средней ставкой в 5 тыс. долл. за 1 кв. м в год. Вообще говоря, никаких прорывов в плане ставок за последний год не отмечалось, они были стабильными. Порядка 3 тыс. долл. за 1 кв. м в год стоит аренда в таких пешеходных торговых коридорах, как Арбат и Кузнецкий Мост.
Что до создания новых пешеходных улиц, потенциал для этого у города есть. Но необходимо помнить, что при создании пешеходной улицы из автомобильной неизбежна ротация арендаторов. Кроме того, еще раз подчеркну важность наличия концепции. В этом случае и при устойчивом трафике уровень вакансии у вновь созданного пешеходного коридора будет минимальным. В целом же все существующие в Москве пешеходные зоны функционируют успешно, уровень вакантных площадей не превышает в среднем 5%.Ставки аренды в таких зонах варьируются в зависимости от их основной функции и концепции. Для центра Москвы это от 1,5 до 5-6 тыс. долл. за квадратный метр в год. В среднем по рынку – около 2,5-3 тыс.
Автор колонки – председатель совета директоров группы компаний RRG Денис Колокольников
для РБК-Недвижимость от 04.03.2014 г.