Торговые центры имеют свой жизненный цикл. Так, определенный процент московских комплексов "первой волны" нуждается в смене концепции и, возможно, даже в перестройке. На востребованность торговых площадей влияют также и внешние обстоятельства, рассказывает Андрей Воскресенский.
Многие столичные торговые центры уже завершили свой жизненный цикл и нуждаются в коренном пересмотре концепции. По данным аналитиков компании RRG, в различной степени в реконцепции сегодня нуждается каждый четвертый столичный ТЦ. Определенный процент таких случаев связан с изначально неудачными проектами, однако значительная часть объектов, которым требуется реконцепция — это торговые центры "первой волны", которые устарели естественным образом, отмечают эксперты. Их сегодняшнее состояние не является следствием изначальной ошибки в концепции, промахом с определением целевой аудитории и так далее.
Помимо того, что торговые объекты устаревают с развитием рынка, меняются и внешние обстоятельства, что также влияет на их востребованность. Например, изменился статус микрорайона за счет сноса старого жилья и строительства жилых комплексов бизнес-класса. Или появился сильный конкурент в границах одного кластера. Или, в конце концов, улучшилась транспортная доступность за счет реконструкции дорог — такое тоже случается.
В этих случаях собственник торгового центра должен реагировать на изменяющиеся обстоятельства — как минимум, улучшая отдельные параметры, например, организуя более удобные условия пребывания или изменяя пул арендаторов. В более серьезных случаях требуется смена формата либо реконструкция здания или даже его снос и новое строительство.
Впрочем, почти 30 московских микрорайонов не имеют ни одного концептуального торгового центра, так что наряду с реконструкцией старых наверняка будут строиться и новые.
Андрей Воскресенский,
Коммерсантъ FM от 28.11.2013 г.