Согласно данным исследования, которое группа компаний RRG провела в III квартале 2013 года, в российской столице наблюдается нехватка торговых точек сегмента FMCG. Для того чтобы обеспеченность москвичей по данному параметру приблизилась к норме, понадобится еще не менее 500 тыс. кв.м магазинов, реализующих товары повседневного спроса (продукты, предметы личной гигиены, моющие средства и т.д).
Результаты исследования показали, что общая площадь торговых помещений сегмента FMCG превышает 1,5 млн кв.м. В то же время, лишь17 кластеров из 121 (что соответствует 14% территории столицы) в достаточной степени обеспечены магазинами FMCG либо несколько превышают нижнюю границу нормы по этому параметру – 150 кв.м на 1000 жителей. По городу в целом отмечается дефицит более чем 500 тыс. кв.м торговых точек сегмента товаров ежедневного спроса. Максимальный потенциал развития – у Ленинградского и Центрального мегакластеров Москвы.
Как отмечает председатель совета директоров группы компаний RRG Денис Колокольников, в ближайшее время можно ожидать более интенсивного «освоения» крупными сетевыми ритейлерами районов массовой застройки. «Дефицит присутствует во всех сегментах, и одним только развитием известных брендов путем открытия крупных магазинов, в которые люди приезжают для «глобальных закупок, проблему не решить, - отмечает эксперт. - Особенно остро дефицит отмечается в сегменте качественных супермаркетов с широким ассортиментом «фреша»».
При этом отдельные FMCG-сети показывают впечатляющую динамику развития, отмечается в исследовании. Так, сеть дискаунтеров «Пятерочка» с более чем 400 магазинами в пределах МКАД стала лидером по количеству торговых точек. Максимальные темпы развития – у сети «Дикси», среди FMCG-гипермаркетов по количеству площадей лидирует «Ашан».
Уникальное исследование обеспеченности столицы торговыми помещениями сегмента FMCG завершено группой компаний RRG в 2013 году. В рамках исследования собрана полная база всех сетевых FMCG-магазинов – более 50 сетей с более чем 1800 объектами, рассчитаны обеспеченность и емкость рынка кластеров и мегакластеров столицы магазинами сегмента. Проведена классификация торговых сетей по таким параметрам, как ценовой сегмент (категории: дискаунтер; ниже среднего; средний; выше среднего, премиум), площадь (минимаркет, универсам, супермаркет, гипермаркет городского масштаба, гипермаркет), местоположение (на магистрали 1-го порядка, 2-го порядка, внутри жилого района), формат помещения (отдельно-стоящее здание, встроенное в жилой дом, пристроенное к жилому дому, в составе качественного торгового центра, в составе неконцептуального торгового центра, в составе бизнес центра), по каждому магазину определена торговая площадь. Далее данные по всем объектам были геокодированы и определены на карте Москвы, на основе этого рассчитан ряд статистических и аналитический показателей, построены ГИС-карты по кластерам и мегакластерам столицы.